УДК: 
159.9.07
Файзуллаева Елена Дмитриевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования факультета дошкольного и начального образования Института психологии и педагогики, Томский государственный педагогический университет, elenfaiz@mail.ru, Томск

ТЕХНОЛОГИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК – РЕБЕНОК»

Аннотация: 
В статье описана специфика организации взаимодействия взрослых и детей в виде совместной деятельности по решению образовательных задач. Выделены этапы совместной деятельности взрослого (В) и ребенка (Р) в системах «В – Р» (взрослый – один ребенок), «В – Р – Р» (взрослый – два ребенка, подгруппа детей), «Р – Р» (самостоятельная игра детей) по решению интеллектуальной задачи с использованием дидактических игр-пособий, определяющую появление различных образовательных результатов. В качестве основного образовательного результата выделяется субъектность как интегративная характеристика человека.
Ключевые слова: 
дошкольное образование, совместная деятельность, совмещенная психологическая система «Взрослый – Ребенок», субъектность, «человеческое в человеке».
Библиографический список: 

1. Выготский Л. С. Психология развития человека: сб. статей. – М.: Смысл: ЭКСМО, 2003. – 1136 с.
2. Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 17–26.
3. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). – Федер. агентство по образованию, Том. гос. ун-т. – Томск: ТГУ, 2005. – 172 с.
4. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Психическое развитие дошкольника в свете идей Л. С. Выготского // Психологические проблемы воспитания и обучения. – Минск, 1990. – Вып. 10. – С. 22–29.
5. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 64–76.
6. Слободчиков В. И, Исаеа В. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 3–17.
7. Слободчиков В. И., Исаев В. И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
8. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 5–14.
9. Файзуллаева Е. Д. Организация совместных видов деятельности детей как условие становления субъектного (личностного) отношения к Другому // Психолог в детском саду. – 2009. – № 4. – С. 77–91.
10. Файзуллаева Е. Д. Развитие рефлексивности как условие гармонизации процессов становления смыслового сознания: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. – Томск, 2010. – 279 с.
11. Файзуллаева Е. Д. Особенности совместной деятельности взрослого и ребёнка на разных этапах онтогенеза // Детский сад от А до Я. – 2013. – № 3. – С. 44–52.
12. Якобсон С. Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. – М.: НИИОП АПН, 1976. – С. 41–59.
13. Child Development / ed. by N. J. Salkind. – New York: Macmillan Reference USA, 2002. – 487 p.