УДК: 
378.147
Елизарова Екатерина Юрьевна
Старший преподаватель кафедры математики и математического образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Elizarova-EU@yandex.ru, Нижний Новгород

КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (№3-15)

Аннотация: 
Сложность и многогранность проблем оценивания в сфере образования, широкое использование тестов в школьной и вузовской практике обусловили актуальность проблемы подготовки будущего учителя, владеющего теоретическими основами тестирования, имеющего представление о средствах оценивания результатов обучения, о способах измерения учебных достижений обучаемых с помощью математической обработки результатов тестирования. Отсутствие в реальной практике однозначного механизма оценивания результатов обучения на основе традиционных средств контроля приводит к субъективизму, несопоставимости оценок и, как следствие, к их девальвации. Принципиальные изменения сложившейся практики оценивания возможны только на основе перехода от субъективного оценивания к объективному измерению знаний обучаемых, к обработке результатов с помощью математических методов (системный анализ, теория больших чисел, статистические показатели) и компьютерных технологий (компьютерные программы: StatSoft Statistica, MS Excel). Анализ объекта, способов и инструментов измерения позволил выделить ключевое понятие – тестовое задание, а также связанные с ним аналитические характеристики (индекс трудности и надежности и т. п.) и геометрические способы представления и описания (форма «решаемость задания», геометрический образ задания). Применение описанных методик анализа способствует эффективности практической работы в области тестирования.
Ключевые слова: 
матрица ответов, индекс трудности, коэффициент корреляции, геометрический образ задания, гистограмма распределения результатов тестирования, MS Excel, StatSoft Statistica.
Библиографический список: 

1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. – 3-е изд., доп. – М.: Центр тестирования, 2002. – 240 с.
2. Боровиков В. Statistica: искусство анализа данных на компьютере. – СПб.: Питер, 2003. – 344 с.
3. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интреллект-центр, 2001. – 296 с.
4. Михайлов Д. В. Формирование смысловых эталонов и интерпретация результатов открытых тестов в системах контроля знаний // Вестник Новгородского гос. ун-та им. Я. Мудрого. – 2011. – № 65. – С. 83–87.
5. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. – М.: Прометей, 2000. – 168 с.
6. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб: Речь, 2003. – 350 с.
7. Сосницкий В. Н., Потанин Н. И. Вероятностный подход к анализу успеваемости студентов // Народное образование. – 2014. – № 8. – С. 734–738.
8. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М.: Логос, 2002. – 432 с.
9. Челышкова М. Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. – М.: Исследовательсктй центр, 1995. – 245 с.
10. Steven J. Osterlind. Constructing test items: Multiple-Choise. Constructed-Response, Performance, and Other Formats. – Columbia: University of Missouri, 2004. – 221 p.