УДК: 
376.1-037.1-053.4
Мога Николай Данилович
Кандидат педагогических наук, инструктор по физическому культуре и ЛФК, Специализированное дошкольное учреждение санаторного типа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата №248, moga2005@mail.ru, Одесса, Украина

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (№3-15)

Аннотация: 
В статье рассмотрены методологические основы программы адаптивного физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) Н. Н. Ефименко и Н. Д. Моги. Охарактеризованы основные содержательные блоки программы с целью и основными задачами, а также их дальнейшим методическим обеспечением. Описаны различные (включая инновационные) формы, средства и условия реализации двигательного развития детей с нарушением ОДА с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и специфики их развития. Описаны основополагающие аспекты организации адаптивного физического воспитания детей, имеющих легкую и среднюю степень двигательных нарушений.
Ключевые слова: 
дети дошкольного возраста, программа, физическая абилитация, адаптивное физическое воспитание, двигательные нарушения, классификация.
Библиографический список: 

1. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека.– М.: Физкультура и , 1987.– 144с.
2. Ефименко Н. Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физической культурой с детьми, страдающими ДЦП.–М.: Советский спорт, 1991. – 54с.
3. Єфименко М. М. Нові підходи до класифікації рухових порушень у дітей // Збірник наукових праць Кам'янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка. Сер. соціально-педагогічна. ‒ Кам'янець-Подільський. ‒ 2012. ‒ Вип. 19, у 2 ч., ч. 2. ‒ С. 281‒290.
4. Єфименко М. М. Сучасні підходи до корекційно спрямованого фізичного виховання дошкільників з порушеннями опорно-рухового апарату:монографія. – Вінниця: ТОВ «Нілан-ЛТД»,2013. – 356 с.
5. Ефименко Н. Н. Комбинированные типы двигательных нарушений у детей, рожденных при помощи кесаревого сечения // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы IV Междунар. науч.-практ. семинара(18 апр. 2013 г., Барановичи, Респ. Беларусь).– Барановичи, 2013. – С. 241‒245.
6. Ефименко Н. Н. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве: Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников: методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2014. – 288 с.
7. Мога Н. Д. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом: дис. … канд. пед. наук. ‒ Одесса, 2007. – 250 с.
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования[Электронный ресурс]:Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. –URL: www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 15.02.2015).
9. Ряписова А. Г., Чепель Т. Л.Исследование эффективности образовательного процесса в условиях инклюзивной практики //Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №2. – С. 226–233.
10. Hadden K.L., Baeyer C.L. Global and specific behavioral measures of pain in children with cerebral palsy // Clin J Pain. –2005. –Mar-Apr., 21 (2).– Р.140–146.
11. Miller G. Cerebral Palsies: An Overview // The Cerebral Palsies consequences and management.–Boston: Butterworth-Heines, 1998. –135р.