УДК: 
37.0+371
Джуринский Александр Наумович
Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, Московский педагогический государственный университет, djurins@yandex.ru, Москва

КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ (№3-2015)

Аннотация: 
В статье в сравнительном плане рассмотрены теория и практика компенсирующего обучения в общеобразовательной школе ведущих стран зарубежья, адресатами которого являются отстающие учащиеся, школьники, имеющие проблемы с законом, талантливые ребята, дети-инвалиды, иммигранты и все, кто может им воспользоваться. В статье использованы взаимосвязанные понятия: качество образования, эффективность образования, компенсирующее обучение. Под качеством образования понимается достижение поставленных перед образованием задач,под эффективностью образования – преодоление разрыва между такими задачами и реалиями общего образования,под компенсирующим обучением – дополнительные педагогические усилия педагогов и учащихся, позволяющие повысить эффективность образования и тем самым решать задачи повышения его качества.Проанализированы перспективы применения зарубежного опыта компенсирующего обучения в отечественной школе.
Ключевые слова: 
компенсирующее обучение, качество образования, эффективность образования, обучение отстающих учащихся, обучение делинквентов, обучение талантливых школьников, обучение детей с проблемами здоровья, обучение иммигрантов
Библиографический список: 

1. Джуринский А.Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания: сравнительный анализ. – М.: Academia, 2008. – 303 с.
2. Джуринский А.Н. Модернизация образования и воспитания в США. – М.: УРАО, 2000. – 96 с.
3. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. Взгляд из России. – М.: Юрайт, 2013. – 159 с.
4. Джуринский А.Н. Сравнительное образование. Вызовы XXIв. –М.: Юрайт, 2014. – 440 с.
5. Джуринский А.Н. Стратегии повышения качества общего образования за рубежом: сравнительный анализ // Наука и школа. – 2014. – № 4. – С. 72–79.
6. Джуринский А.Н. Чему и как учат школьников в Японии. – М.: Российское пед. общество, 1997. – 84 с.
7. Джуринский А.Н. Школа Франции: пора перемен. – М.: УРАО, 1998. – 79 с.
8. Lorcerie F. Culture, identité, ethnicité. Repenser l’approche interculturelle // Situations de banlieues. Enseignement, langues, cultures. – Lyon, 2005.– P. 121–140.
9. Meunier O.Les approches interculturelles dans le système scolaire français: vers une ouverture de la forme scolaire à la pluralité culturelle [Электронныйресурс]// Socio-logos. Revue de l'association française de sociologie. – 2008. – № 3.–URL:http://socio-logos.revues.org(датаобращения: 08.05.2015).
10. Remarks of U.S.Secretary of Education Arne Duncan [Электронныйресурс]// U.S. Department of Education. –2012.– URL: http://www.ed.gov/news/speeches/working-nation-lowest-pefoming-schools-p... (датаобращения:08.05.2015).
11. Salanié B.The Riots in France: An Economist's View[Электронныйресурс]. –URL: http://riotsfrance.ssrc.org/Salanie/(датаобращения: 08.05.2015).
12. Smith D.J. and Tomlinson S.The School Effect. A Study of Multi-Racial Comprehensives. –London:Policy Studies Institute, 1989.– 232 p.
13. Sternberg R. J.Beyond IQ: A Triarchic Theory of Intelligence. – CambridgeUniversity Press: Cambridge, 1985. – 411 p.
14. ValletL-A. andCaille J.-P.Migration and Integration in France. Academic Careers of Immigrants’ Children. ESF Conference/ 1999. [Электронныйресурс].– URL: http://83.145.66.219/ckfinder/userfiles/files/pageperso/valet(датаобращения: 08.05.2015).