УДК: 
378+37.0
Сахаров Андрей Валентинович
Доктор биологических наук, заведующий кафедрой биологии и экологии, Новосибирский государственный педагогический университет, asakharov142@yandex.ru, Новосибирск
Опарин Роман Владимирович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей биологии и биоэкологии, Государственный университет просвещения, 89236613134@inbox.ru, Москва
Арбузова Елена Николаевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры адаптивной и физической культуры, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, arbuzova-elena@mail.ru, Омск
Луканина Светлана Николаевна
Доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, lukanina.luckanina@yandex.ru, Новосибирск
Макеев Александр Александрович
Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии, Новосибирский государственный педагогический университет, 9628280784@mail.ru, Новосибирск
Лошенко Виталина Игоревна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии, Новосибирский государственный педагогический университет, vitalina_loshenk@mail.ru, Новосибирск

Создание и функционирование информационно-насыщенного пространства биолого-экологического образования Технопарка «Кванториум» в условиях интеграции взаимодействия школы и педвуза

Аннотация: 
Публикация отражает решение задачи создания функционирующего на основе новейших информационных и коммуникационных и IT-технологий пространства Технопарка для реализации современного биологического и экологического образования в системе «школа – вуз» с использованием ресурсов Технопарка «Кванториум». Авторы исследования обсуждают значимость интеграции современных технологий и ресурсов в образовательный процесс с целью повышения эффективности обучения и практической применимости знаний в данной области. Цель статьи – описание концепции информационно-насыщенного технологического пространства биолого-экологического образования и принципов ее реализации на базе Технопарка «Кванториум». Методология исследования строится на принципах разработки учебных курсов и учебно-методического обеспечения к ним, предполагающих подготовку образовательных программ, призванных реализовывать инновационные методы и новейшие технологии в области биологии, биоинженерии, биотехнологии и экологии; использование лабораторных и практических работ, а также масштабное применение биологических и экологических экспериментов на основе использования технических ресурсов Технопарка. Результаты исследования. В работе подробно анализируются основные компоненты технологического информационно-насыщенного пространства, включая информационные системы, оборудование и программное обеспечение, используемые для разработки курсов обучения и лабораторных работ по эколого-биологической тематике. Также рассматривается роль Технопарка «Кванториум» как центра инноваций и поддержки образовательных проектов, способствующего внедрению современных образовательных технологий. В своей статье исследователи представляют концепцию инновационного информационно-насыщенного пространства для осуществления на практике биологического и экологического образования. Она основана на мультидисциплинарном комплексном применении всех ресурсов Технопарка «Кванториум». Реализация данной концепции позволит создать эффективную и инновационную информационно-образовательную среду для учеников школ и студентов педвуза, способствующую развитию экологического сознания и подготовке квалифицированных специалистов в области экологии и биологии.
Ключевые слова: 
информационно-насыщенное пространство; экологическое образование; биологическое образование; система «школа – вуз»; ресурсы Технопарка «Кванториум»; интеграция; современные технологии; информационные системы; инновационная образовательная среда; экологическое сознание
Библиографический список: 

1. Опарин Р. В., Марголина И. Л., Ефимова Т. М., Лялина И. Ю. Демонстрационные опыты с цифровыми лабораториями. Биология. Экология. ОБЖ: метод. рекомендации. – М.: ВАРСОН, 2022. ‒ 56 с.
2. Опарин Р. В., Арбузова Е. Н. Стратегические ориентиры создания культуротворческой среды дополнительного экологического образования // Педагогическое образование и наука. – 2021. – № 3. – С. 41–49.
3. Барабашкина Е. В., Трифанова А. А., Филатова О. Н. Педагогический кванториум как средство создания инновационного образовательного пространства [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-kvantorium-kak-sredstv... (дата обращения: 17.02.2024).
4. Арбузова Е. Н., Опарин Р. В., Сахаров А. В., Лошенко В. И. Модель единых фондов оценочных материалов для диагностики предметных и методических компетенций учителей // Биология в школе. – 2020. – № 4. – С. 24–35.
5. Мишутина О. В., Сохранов-Преобра-енский В. В. Формирование готовности студентов педагогического вуза к реализации личностного потенциала в условиях межфакультетского технопарка // Актуальные проблемы профессионального образования: сб. научн. ст. по матер. Межд. науч.-практ. конф. «58-е Евсевьевские чтения», (г. Саранск, 25–26 апреля 2022 г.) / редкол.: М. В. Антонова, Т. И. Шукшина (отв. ред.), Ж. А. Каско, В. И. Лаптун. – Саранск: РИЦ МГПУ, 2022.
6. Гущин А. В., Ваганова О. И., Филатова О. Н. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. – 2021. – № 3 (57). – С. 47–51.
7. Филатова О. Н., Феофанова Т. Д., Маркова А. Д. Педагогический кванториум как средство повышения цифровых компетенций // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. – 2022. – № 1 (59). – С. 61–64.
8. Мишутина О. В. Формирование коммуникативной готовности студентов – будущих химиков к профессиональной деятельности в условиях технопарков средствами иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Казань, 2019. – 24 с.
9. Серовайская Д. Е., Суматохин С. В. Творческие способности: методы и приемы их развития при обучении биологии // Биология в школе. ‒ 2021. ‒ № 6. – С. 18–24.
10. Сахаров А. В., Макеев А. А., Мишутина О. В., Лошенко В. И., Пирогова А. С., Арбузова Е. Н. Развитие философско-методологических аспектов теоретической биологии при изучении дисциплины «Цитология» в педагогическом университете // Вестник педагогических инноваций. ‒ 2023. ‒ № 4 (72). ‒ С. 50–58. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2304.04.
11. Филатова О. Н., Грибина Г. А., Ермолаева Е. Л. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67 (1). – С. 245–248.
12. Арбузова Е. Н., Опарин Р. В. Моделирование интеллект-карт по биологии для школьников на основе технологии дополненной реальности // Биология в школе. – 2020. – № 6. – С. 33–45.
13. Солодова П. А., Чеснокова П. Н., Филатова О. Н. Цифровой сертификат как средство повышения квалификации в современном обществе // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71 (3). – С. 206–208.
14. Суматохин С. В., Ногербек А. С., Чилдибаев Ж. Б. Формирование креативности у будущего учителя биологии // Биология в школе. ‒ 2022. ‒ № 8. – С. 46–53.
15. Суматохин С. В., Шевченко А. С. Блогинг в школьном биологическом образовании // Биология в школе. ‒ 2022. ‒ № 7. – С. 18–23.
16. Суматохин С. В. Биологическое образование в школе цифрового века // Биология в школе. ‒ 2020. ‒ № 5. – С. 13–22.
17. Суматохин С. В. Биологическое образование на рубеже ХХ–ХХI веков: монография. – М., 2021.
18. Чистяков Ф. Е., Суматохин С. В. Виртуальная реальность в образовании: за и против // Биология в школе. ‒ 2019. ‒ № 8. – С. 13–16.
19. Чистяков Ф. Е., Суматохин С. В. Виртуальная реальность при обучении биологии // Биология в школе. ‒ 2018. ‒ № 8. – С. 12–17.
20. Markova S. M., Tsyplakova S. A., Sedykx E. P., Filatova O. N., Khizhnaya A. V. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2021. – Т. 200. – С. 940–947.