УДК: 
378+37.0
Казанская Евгения Владимировна
Кандидат филологических наук, зав. кафедрой иностранных языков для экономических специальностей, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), jenni.kot@yandex.ru, Ростов-на-Дону
Лаврова Ирина Андреевна
Преподаватель кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при правительстве РФ, imarkova.job@gmail.com, Москва

Корпусной текстоцентрический подход к актуализации научного дискурса в процессе формирования языковой профессиональной личности студентов лингвистических специальностей

Аннотация: 
В статье анализируется влияние корпусного текстоцентрического подхода на формирование профессиональной языковой личности студентов лингвистических специальностей в меняющихся условиях социально-педагогического и профессионального контекста современного общества. Исследуются способы актуализации научного дискурса в лингводидактическом пространстве, дается системное и углубленное обоснование его форм, рассматриваются практические и дидактические меры, влияющие на формирование и гармоничное развитие языковой профессиональной личности учащихся. Выясняются ключевые характеристики научной коммуникации, необходимые будущим специалистам для успешного профессионального развития в сфере лингвистического образования. Рассмотрена специфика обучения студентов иностранному языку с опорой на текстоцентрический подход, основанный на использовании корпусных онлайн-словарей и цифровой технологии облака слов. Цель статьи – исследование и обоснование концептуальной модели и принципов современной дидактической системы, основанной на актуализации корпусного текстоцентрического подхода к обучению научному дискурсу студентов лингвистических специальностей и процессе формирования их языковой профессиональной личности. Методология. Наряду с качественными методами в ходе педагогического эксперимента, направленного на выяснение особенностей формирования и развития навыков работы с научным дискурсом у студентов направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», использован метод корпусного текстоцентрического подхода. В заключении продемонстрирована эффективность корпусного текстоцентрического подхода в формировании профессиональной личности студентов лингвистических специальностей. Выявляя специфические характеристики научной коммуникации, данный подход помогает студентам улучшить навыки чтения, письма, разговорной речи и понимания иностранного научного дискурса, расширить словарный запас, развить логическое мышление и коммуникативные навыки.
Ключевые слова: 
языковая профессиональная личность; корпусной текстоцентрический подход; облако слов; онлайн-словари
Библиографический список: 

1. Демьянков В. З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца XX века. – М.: РАН ИЯ, 1995. – С. 239–320.
2. Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1993. – 182 с.
3. Аликаев P. C. Язык науки в парадигме современной лингвистики. – Нальчик: Эль-Фа, 1999. – 318 с.
4. Чернявская В. Е. Дискурс как объект лингвистических исследований // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса: сб. науч. ст. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – С. 11–22.
5. Степанов Ю. С. Между системой и текстом дискурс // Степанов Ю. С. Язык и метод. К современной философии языка. – М.: Языки русской культуры, 1998. – С. 655–688.
6. Олянич A. B. Презентационная теория дискурса: монография. – Волгоград: Парадигма, 2004. – 507 с.
7. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? – М.: ИТДГК Гнозис, 2003. – 375 с.
8. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
9. Шаймиев В. А. Метадискурсивность научного текста (на материале лингвистических произведений). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 281 с.
10. Ракитина C. B. Научный текст: когнитивно-дискурсивные аспекты: монография. – Волгоград: Перемена, 2006. – 278 с.
11. Крузе Б. А. Методическое проектирование системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Н. Новгород, 2014. – 45 с.
12. Безукладников К. Э., Безукладников В. К., Прохорова А. А. Исследование лингвоцифровой компетенции в контексте общей функциональной грамотности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – 2022. – № 2. – С. 105–121.
13. Кащеева А. В. Текстоцентрический подход в лингвистике и обучении иностранным языкам // Эпистемологические основания современного образования: актуальные вопросы продвижения фундаментального знания в учебный процесс: материалы II Международной научно-практической конференции Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ», Борисоглебск, 15–16 октября 2021 года. – М.: Перо, 2021. – С. 97–101.
14. Cambridge Learner’s Dictionary (CLD) [Электронный ресурс]. – URL: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/learner-english (дата обращения: 16.04.2024).
15. Cambridge Advanced Learner’s Dictionary (CALD) [Электронный ресурс]. – URL: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/british (дата обращения: 18.04.2024.)
16. Dictionary.com [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dictionary.com/ (дата обращения: 16.04.2024).
17. Merriam-Webster [Электронный ресурс]. – URL: https://www.merriam-webster.com/ (дата обращения: 16.04.2024.).
18. The Britannica Dictionary [Электронный ресурс]. – URL: https://www.britannica.com/dictionary (дата обращения: 16.04.2024.)
19. Oxford Advanced Learner’s Dictionary (OALD) [Электронный ресурс]. – URL: www.oxfordadvancedlearnersdictionary.com (дата обращения: 18.04.2024)
20. Котельникова Е. В. Квантитативная лингвистика учебно-методическое пособие для магистров направления «Зарубежное регионоведение», очная форма обучения, 2-й курс. – Ростов н/Д.: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2018. – 87 с.