УДК: 
377.8
Алференко Дмитрий Анатольевич
Кандидат педагогических наук, директор, Кузбасский педагогический колледж, kempc@mail.ru, Кемерово

Основные положения концепции социально-педагогической системы развития человеческого капитала студента педагогического колледжа

Аннотация: 
Проблематика развития человеческого капитала, получившая в последнее время статус приоритетной национальной повестки, актуализирует научный поиск концептуальных оснований для создания эффективных систем такого развития в профессиональном образовании. Цель исследования – разработка и апробация концепции социально-педагогической системы развития человеческого капитала студента педагогического колледжа. Методология и методы исследования. Для достижения этой цели использовался комплекс научно-методологических подходов (системного, антропологического, социально-педагогического, деятельностного), принципов (объективности, детерминизма, развития и взаимодействия) и методов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, наблюдения, опроса, экспертной оценки). Результаты исследования. Установлено состояние осмысляемой проблематики в современной образовательной практике и степень ее научной разработанности; определена теоретико-методологическая и опытно-исследовательская база; разработаны основные положения концепции развития человеческого капитала студента педагогического колледжа; сформулированы рекомендации по их использованию. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые концепция социально-педагогической системы развития человеческого капитала студента педагогического колледжа стала предметом научного осмысления и апробации; разработан ее понятийно-терминологический аппарат, ядро и содержательно-смысловые концепты. Заключение. Результаты исследования могут служить основой для модуляции системы среднего профессионального образования как сферы развития человеческого капитала.
Ключевые слова: 
концепция; социально-педагогическая система; человеческий капитал; студент; педагогический колледж
Библиографический список: 

1. Российское образование в контексте индекса человеческого капитала: Бюллетень о сфере образования. № 18. – М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2018. – 32 с.
2. Бирюков В. В. Современная модель человека и трансформация значения «человеческий каптал» // Актуальные вопросы современной науки. – 2011. – № 19. – С. 279–297.
3. Васильев П. П. Человеческий капитал и роль образовательной сферы в его развитии: автореф. дис. … канд. экон. наук. – Ростов н/Д, 2000. – 32 с.
4. Зинюк А. И. Человеческий капитал: сущность и значение на современном этапе развития // Via scientiarum – Дорога знаний. – 2016. – № 1. – С. 180–182.
5. Коблева А. Л. Развитие человеческого капитала в сфере образования: уч. пособ. для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 153 с.
6. Комаров А. В. Роль образования в формировании человеческого капитала в современной России // Вестник финансового университета. Гуманитарные науки. – 2017. – № 3. – С. 83–88.
7. Нуреев Р. М. Человеческий капитал и его развитие в современной России // Общественные науки и современность. – 2009. – № 4. – С. 5–21.
8. Hatch N. W., Dyer J. H. Human capital and learning as a source of sustainable competitive advantage // Strategic Management Journal. – 2004. – № 25 (12). – P. 1155–1178.
9. Блохин А. Л. Предпосылки формирования понятия «человеческий капитал» в педагогической науке // Человеческий капитал. – 2017. – № 8 (104). – С. 21–24.
10. Лапшин В. А. Структурные компоненты человеческого капитала // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 1. – С. 259–263.
11. Кобзистая Ю. Г. Индивидуальный человеческий капитал: теоретические аспекты анализа // Вестник СибАДИ. – 2015. – Вып. 2 (42). – С. 118–125.
12. Ксенофонтова Х. З. Научные взгляды на развитие человеческого капитала // Вестник ВГУ. – 2010. – № 1. – С. 9–14.
13. Маслова Т. Ф. Социальное партнерство как условие развития человеческого капитала // Вестник экспертного совета. – 2018. – № 1-2 (12-13). – С. 104–106.
14. Поздняков В. А. Сущность и содержание категории «человеческий капитал» // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-3. – С. 572–575.
15. Цигулева О. В. Модели управления человеческим капиталом в образовательных системах в России и за рубежом // Философия образования. – 2018. – № 75; вып. 2. – С. 47–56.
16. Юдина Т. А. Педагогический смысл теории человеческого капитала // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 1. – С. 336–339.
17. Афанасьев В. Г. Системность и общество. – М.: Политиздат, 1980. – 368 с.
18. Белозерцев Е. П. Образование: социально-педагогическая система // Гаудеамус. – 2003. – № 2 (4). – С. 13–23.
19. Бочарова В. Г. Социально-педагогическая парадигма реформирования образования // Педагогическое образование в России. – 2010. – № 1. – С. 69–74.
20. Махмудова О. В. Школа как социально-педагогическая система: социальные функции и актуальные задачи [Электронный ресурс]. – URL: http://forum.schoolpress.ru (дата обращения: 7.05.2024).

21. Парсонс Т. Социальная система / ред. В. Ф. Чеснокова, С. А. Белановский. – М.: Академический проспект, 2018. – 530 с.

22. Абушенко В. Л. Концептуализация [Электронный ресурс]. – URL: https://gtmarket.ru/concepts/6891 (дата обращения: 7.05.2024).

23. Ромм Т. А. Теоретическая концептуализация социального воспитания в современной педагогике // Вестник Красноярского педагогического университета. – 2012. – № 1. –
С. 110–113.

24. Хайбулаев М. Х., Омарова Д. С. Научные концепции развития профессионально-педагогического образования // Вестник Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2014. – № 3. – С. 82–87.

25. Костова З. Концептуализация и контекстуализация в науке и образовании // Стратегии на образователната и научната политика. – 2003. – г. 11, бр. 2. – С. 12–30.

26. Яковлев Е. В., Яковлева О. Н. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения: монография. – М.: Владос, 2006. – 239 с.

27. Croft W., Cruse D. A. Cognitive linguistics. – Cambridge: Cambridge University Press, 2004. – 356 p.

28. Langacker R. Concept, image, symbol: The cognitive basis of grammar. – Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 1990. – 395 p.

29. Харланова Е. М. Педагогическая концепция с позиции постнеклассической науки: структура, функции, методы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 3. – С. 107–112.