Тюлина Анастасия Сергеевна
адъюнкт института, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, tyulya_n@mail.ru, Воронеж
Аннотация:
В статье актуализируется проблема формирования профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России средствами контекстной технологии. Рассматриваемая тема является как никогда актуальной, поскольку главной задачей в подготовке курсантов образовательных организаций МВД России на современном этапе становится не только формирование у них соответствующих специальных знаний, но и развитие определённых личностных качеств, необходимых будущим сотрудникам органов внутренних дел для компетентного осуществления профессиональной деятельности. Ключевую роль в профессиональной деятельности сотрудника играет профессионально-правовая культура, определяющая степень овладения обучающимися своей профессией и готовность к качественному выполнению своих профессиональных функций. В статье анализируется реализация контекстной технологии в образовательных организациях МВД России, направленной на формирование у курсантов профессионально-правовой культуры, являющейся интегральным качеством личности сотрудника органов внутренних дел. Анализируется понимание категории «контекст» и «контекстная технология»», отмечаются некоторые несовершенства традиционного подхода в обучении курсантов. В статье представлены ведущие формы деятельности при реализации контекстной технологии: учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная, учебно-профессиональная. Особое внимание уделяется рассмотрению реализации контекстной технологии в образовательных организациях МВД России, ее поэтапное внедрение в образовательный процесс, что позволяет сформировать у курсантов профессионально-правовую культуру.
Цель исследования заключается в разработке контекстной технологии, способствующей формированию профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России.
Методология. Исследование проводилось с использованием теоретических методов исследования и предполагало разработку контекстной технологии как эффективного средства формирования профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России.
В заключение делается вывод о том, что разработанная контекстная технология позволяет усовершенствовать формирование у курсантов профессионально-правовой культуры как интегрального качества специалиста.
Ключевые слова:
контекст; контекстное обучение; контекстная технология; курсанты МВД; профессионально-правовая культура
Библиографический список:
1. Белоножкин В. В. Система высшего профессионального образования: актуальные проблемы и пути их решения: монография / сост. В. В. Белоножкин, А. В. Белошицкий, И. Ф. Бережная [и др.]. – Воронеж: Научная книга, 2018. – 283 с.
2. Reinmann-Rothmeier Gabi, Mandl Heinz. Unterrichten und lernumgebungen gestalten. München: Ludwig-Maximilians-Universität // Pädagogische Psychologie / Andreas Krapp (Hrsg.). – 4., vollst. überarb. Aufl. – Weinheim: Beltz, 2001. – S. 601–646.
3. Фетисов А. С. Системообразующая доминанта формирования профессиональных качеств педагога в системе повышения квалификации / под ред. А. С. Фетисова. – Воронеж: Научная книга, 2019. – 241 с.
4. Вербицкий А. А. Категория «контекст» в психологии и педагогике: монография / сост. А. А. Вербицкий, В. Г. Калашников. – М.: Логос, 2010. – 300 с.
5. Котова Е. М. Знаково-контекстное обучение в военном вузе как средство повышения качества профессиональной подготовки курсантов // Вестник евразийской науки. – 2014. – № 1. – С. 98–107.
6. Лазаренко В. С. Актуальность контекстного обучения // Вопросы педагогики. – 2020. – № 5-1. – С. 199–202.
7. Вербицкий А. А. Контекстное обучение иностранному языку специальности / сост. А. А. Вербицкий, О. А. Григоренко. – М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, 2015. – 205 с.
8. Далдаева Т. И. Применение технологии контекстного обучения для развития профессиональной позиции будущих юристов в вузе // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-7. – С. 1436–1440.
9. Issing L. J., Klimsa P. Information und Lernen mit Multimedia. – Weinheim: Beltz/PVU, 1995. – S. 167–178.
10. Бирюкова Н. В. Возможности контекстного обучения для формирования и развития личностных смыслов обучения у студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 2. – С. 99–101.