УДК: 
[377.112:371.13]:378.147.888.011.33
Исхаков Ринад Хакимуллович
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии, Российский государственный профеcсионально-педагогический университет, iskhak@list.ru, Екатеринбург

Трансформация компетенций студентов педагогического вуза при организации профессионально-мобильной практики

Аннотация: 
К постановке проблемы. В статье рассматривается проблема подготовки профессионально-педагогических кадров, которая не соответствует современным требованиям профессионального образования будущих педагогов, призванных после окончания профессионально-педагогического вуза обучать студентов системы среднего профессионального образования (СПО). Основой этой проблемы является двойственность содержания деятельности преподавателей, которым необходимо не только владение психолого-педагогическими компетенциями, но и освоение опыта профессиональной деятельности по рабочим специальностям. Это требует комплексной трансформации психолого-педагогических и профессионально-производственных компетенций будущего педагога системы СПО. Цель статьи – показать, что в профессионально ориентированной среде более успешно осуществляется трансформация компетенций, комплексное профессионально-личностное становление будущего педагога системы среднего профессионального образования (СПО). Автор статьи предлагает решение этой проблемы через организацию производственной практики, которую он модернизирует как профессионально-мобильную практику. Аргумен-тировано, что сформированное в условиях данного типа практики профессиональное лич-ностное качество «профессиональная мобильность» будет способствовать трансформации психолого-педагогических и профессионально-производственных компетенций будущего педагога системы СПО. Профессиональная мобильность становится одним из ключевых условий трансформации компетенций будущего педагога профессионального образования. Автор статьи на достаточном и необходимом уровне в условиях статьи представляет основные понятия – трансформация и профессиональная мобильность. Статья обладает научно-методической значимостью, так как в ней представлена методи-ка организации профессионально-мобильной практики. Представлены не только типы прак-тик, но и элективные курсы, которые студенты осваивают перед началом самой практики. Успешная организация профессионально-мобильной практики возможна на условиях дуального подхода организации обучения – взаимосотрудничество представителей вуза и образовательных организаций СПО, на базе которых проводится вышеуказанная практика студентов профессионально-педагогического вуза. В данном сотрудничестве определена важная роль мастера-наставника. Данная концепция апробирована в условиях научного исследования, результаты которо-го автор представил в статье. Уровень сформированности профессиональной мобильности у студентов в условиях научного исследования определяется интегральными критериями: коммуникативная, исследовательская компетенции и адаптивность. Заключение. Профессиональное развитие современного педагога в значительной степе-ни зависит от профессиональной мобильности, адаптивности, потребности в самосовершенствовании, готовности и способности к освоению новых компетенций, что обусловлено стремительными изменениями в личностно-профессиональных качествах и видах деятельности.
Ключевые слова: 
педагог; профессиональная мобильность; компетенции; трансформация; адаптивность; саморазвитие
Библиографический список: 

1. Герасимов Г. И. Трансформация образования – социокультурный потенциал развития российского общества: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Ростов н/Д., 2005. – 58 с.
2. Воробьева Н. А. Трансформация подходов к подготовке педагогов на уровне среднего профессионального образования // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. – 2022. – № 1(1). – С. 8–18.
3. Илюхина Л. В. Инновационный потенциал парадигмальной трансформации российской системы образования: тенденции изменений: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Ростов н/Д., 2005. – 39 с.
4. Яценко В. В. Трансформация компетенций организаций в условиях диверсификации высокотехнологичных производств // Друкеровский вестник. – 2019. – № 1(27). – С. 58–69. DOI: 10.17213/2312-6469-2019-1-58-69.
5. Наумченко С. А., Осипова О. П. Цифровая трансформация среднего профессионального образования как ресурс развития профессиональных компетенций преподавателей // Наука и школа. – 2022. – № 4. – С. 51–61.
DOI: 10.31862/1819-463X-2022-4-51-61
6. Воробьева Н. А. Трансформация подходов к подготовке педагогов на уровне среднего профессионального образования // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. – 2022. – № 1(1). – С. 8–18.
7. Гайнеев Э. Р. Формирование организационно-управленческих компетенций будущего рабочего, или Как подготовить мастера // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 3. – С. 4–8. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10301.
8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Российская акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: ИНФОТЕХ, 2009. – 938 с.
9. Жуков Г. Н., Матросов П. Г., Каплан С. Л. Основы общей и профессиональной педагогики: учеб. пособие / под общ. ред. проф. Г. П. Скамницкой. – М., 2009. – 382 с.
10. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Уфа, 2009. – 43 с.
11. Зеер Э. Ф., Морозова С. А., Сыманюк Э. Э. Профессиональная мобильность – интегральное качество субъекта инновационной деятельности // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 5. – С. 90–97.
12. Игошев Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов: дис. … д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 2008. – 402 с.
13. Никитина Е. А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Иркутск, 1997. – 20 с.
14. Исхаков Р. Х. Проектная деятельность как основа формирования профессиональной мобильности будущих социальных педагогов // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 4-2 (111). – С. 364–368.
15. Карелова Р. А. Компоненты и критерии оценки развития профессиональной мобильности у студентов колледжа // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015. – Т. 7, № 5. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/160PVN515 (дата обращения: 06.04.2024).
16. Самбур В. И. Пропедевтика формирования готовности к профессиональной мобильности старшеклассников: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2023. – 21 с.
17. Вишнякова С. М. Словарь профессионального образования. – М.: НМЦ, 1999. – 538 с.
18. Исхаков Р. Х., Галагузова М. А., Дорохова Т. С. Теоретико-методологические основы профессионально-мобильной практики в подготовке студентов педагогических вузов. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. – 139 с.
19. Каташев В. Г., Гайнеев Э. Р. Использование идей М. И. Махмутова в современном образовании // Методист. – 2016. – № 8. – С. 37–41.
20. Гайнеев Э. Р. Рационализация как основа бережливого производства на занятиях практического обучения // Профессиональное образование и рынок труда. – 2017. – № 1. – С. 25–28.
21. Исхаков Р. Х., Гайнеев Э. Р. Развитие профессиональной мобильности обучающихся колледжа в процессе творческо-конструкторской деятельности // Педагогическое образование в России. – 2023. – № 6. – С. 199–206.
22. Морозова С. А. Профессиональная мобильность педагогов как условие инновационного развития колледжа: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2013. – 30 с.