УДК: 
37.0
Беляев Геннадий Юрьевич
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Центр стратегии и теории воспитания личности, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, gennady.belyaev2011@yandex.ru, Москва

НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (№4-2015)

Аннотация: 
В статье анализируются основные представления о закономерностях, подходах, методах и формах воспитывающего обучения, нацеленного на формирование и становление языковой личности обучающегося. Охарактеризованы так называемые нетрадиционные, или «неортодоксальные» методологические основания и позиции для радикально-концептуального пересмотра сложившейся стереотипной и морально устаревшей практики языкового обучения, не учитывающей современных достижений науки в сфере психофизиологии и дидактики. Описаны и обоснованы теоретические и практические основы, необходимые и достаточные для реконструирования теории и практики опытно-экспериментальной работы по языковому обучению в средней школе и высших учебных заведениях. Раскрыто понятие языковой личности и обосновано положение о ведущей роли воспитания в процессе ее формирования и развития. Охарактеризована модель языкового обучения «слайдинг» и выявлен ее воспитательный потенциал, который может быть успешно применен в опытно-экспериментальной работе по воспитанию обучающихся в школах и вузах страны.
Ключевые слова: 
обучение, воспитание, языковая личность, опытно-экспериментальный, неортодоксальный, метод, подход, конструирование, коммуникативная компетентность
Библиографический список: 

1. Алексеев Н. Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в управлении и образовании. – М.: ИРПТиГО, 2003. – С. 54–55.
2. Аширова Л. Х. Обобщение опыта работы по теме «Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка» [Электронный ресурс] – URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/20... (дата обращения 23.05.2015).
3. Беляев Г. Ю. Инновационные практики деятельности классного руководителя в воспитательной системе лингвистической школы // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – Кострома: КГУ, 2009. – № 3. – С. 221–225.
4. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. – М.: Политиздат, 1990. – 413 с.
5. Вотинов В. А. Принцип дискретности в обучении иностранным языкам. – М.: Слайдинг, 2008. – 156 с.
6. Вотинов В. А. Когда работа спорится // Новая среда. – 2007. – № 5. – С. 44–45.
7. Вотинов В. А. Новая дидактика – это зачем? // Иностранные языки для взрослых. – 1997. – № 3. –– С. 4–5.
8. Вотинов В. А. Слайдинг как учебно-методический прием // Иностранные языки для взрослых. – 1997. – № 3. – С. 6–9.
9. Вотинов В. А. Новый подход к определению содержания начального этапа обучения на иностранном языке // Повышение академической активности студентов путем совершенствования методов обучения. – Уфа: Наука-Педагогика, 1987. – С. 112–113.
10. Всемирный доклад по образованию 1998 г.: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. – Барселона: ЮНЕСКО, 1998. – 175 с.
11. Данилевская Н. В. Сверхтекст [Электронный ресурс] // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – URL: http://stylistics.academic.ru/150/Сверхтекст (дата обращения: 02.06.2015).
12. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Феникс, 1997. – 488 с.
13. Крушельницкий Е., Вотинов В. А. Учите язык три недели, не больше! Слайдинг – школа XXI века // Московская среда. – № 5 (48). – 2003. – С. 6.
14. Леонтьев А. А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков. Лекция-доклад // Серия материалов школы-семинара «Создание единого информационного пространства системы образования». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. – С. 4–8.
15. Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла // Образовательная система «Школа 2100» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / под науч. ред. А. А. Леонтьева. Вып. 1. – М.: Баласс, 1998. – С. 9–23.
16. Миронова Т. Ю. Технология французских мастерских как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы. Презентация к уроку по теме [Электронный ресурс] – URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/201... (дата обращения: 27.05. 2015).
17. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. – М.: УРАО ИТИП, 2010. – 168 с.
18. Учителю о психологии / под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. – М.: ЦКФЛ РАО, 1996. – 130 с.
19. Brown Douglas H. Principles of language learning and teaching. – 2nd edition. – Upper Saddle River, Nj: Prentice Hall Regents, Inc. Manual, 1986. – Р. 52–64.
20. Hymes D. H. Two types of linguistic relativity // Bright W. Sociolinguistics. – The Hague: Mouton, 1966. – Р. 114–158.