УДК: 
159.9
Бородина Викторина Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и специальной психологии факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, borodina0769@mail.ru, Новосибирск
Соломатин Евгений Вячеславович
Кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры военной педагогики и психологии, Новосибирский военный институт ВВ МВД России, solomatin.evgeniy@mail.ru, Новосибирск

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОДАРЕННОСТИ (№4-2015)

Аннотация: 
В статье понятие «одаренность человека» раскрывается в контексте постнеклассической парадигмы, которая все более утверждается на современном этапе развития психологической науки. Человек рассматривается как сложная, открытая, самоорганизующаяся система, способная к самодвижению. Утверждается идея о том, что в каждом человеке проявляется одаренность как особая индивидуальная чувствительность к миру, позволяющая человеку выстраивать свой уникальный стиль и образ жизни.
Ключевые слова: 
одаренность, способности, талант, постнеклассическая парадигма, уникальность
Библиографический список: 

1. Жафяров А. Ж. Компетентностные модели развития детей, одаренных в области математики // Сибирский педагогический журнал. − 2012. − № 3. – С. 192–200.
2. Клочко В. Е. Проблема одаренности: трансспективный анализ тенденций развития // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2012. − Т. 5, № 3. – С. 70–77.
3. Клочко В. Е. Развитие одаренности в разных социокультурных и образовательных средах: проблемы организации кросс-культурного исследования // Сибирский психологический журнал. − 2013. − № 50. – С. 100–110.
4. Краснова В. И. Самореализация одаренного подростка как педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. − 2012. − № 3. – С. 248–251.
5. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.
6. Мерзон Е. Е. Организационно-педагогические условия развития одаренности школьников педагогами высших школ // Сибирский педагогический журнал. − 2013. − № 3. – С. 81–86.
7. Моргунов Г. В. Психология одаренности: инновационный подход // Сибирский педагогический журнал. − 2012. – № 9. – С. 239–245.
8. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
9. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. − М.: Мин. обр. РФ, 2003. − 95 с.
10. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. − М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 34–263.
11. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность [Электронный ресурс]. − URL: http//www.center-nlp.ru/library/s55/nlp/jurkevich.html (дата обращения: 25.04.15).
12. Renzulli J. S. What makes giftedness? // Reexamining a definition. Phi Delta Kappan. – 1978. – № 60. – P. 180–184.
13. Renzulli J., Reis S. & Smith L. The revolving door identification model. Mansfield Center, CT: Creative Learning Press, 1981. – 126 p.