УДК: 
581.441:372.016:58
Комина Ольга Васильевна
Младший научный сотрудник лаборатории интродукции декоративных растений, Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, kuznetsova_olga8@mail.ru, новосибирск
Васильева Ольга Юрьевна
Доктор биологических наук, зав. лабораторией интродукции декоративных растений Центрального сибирского ботанического сада СО РАН, профессор, Новосибирский государственный аграрный университет, vasil.flowers@rambler.ru, новосибирск
Черемисина Александра Владимировна
Аспирант лаборатории интродукции декоративных растений, Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, lexx-flora@rambler.ru, новосибирск

ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНОГЕНЕЗА РАСТЕНИЙ В ВЫСШЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (№4-2015)

Аннотация: 
В статье рассматриваются возможности проведения лабораторных работ в области изучения биологии развития генеративных почек для познания морфологии растений и формирования профессиональных компетенций (ПК) биологов-исследователей. Показаны наиболее доступные для изучения объекты и описана методика проведения исследований, которую могут освоить также школьники, обучающиеся в профильных биологических классах и лицеях. Подробно рассматривается методика изучения органогенеза на примере пионов, объектах с наиболее крупными, а потому самыми удобными для препарирования и описания почками, на примере Paeonia anomala L., P. tenuifolia L., P. lactiflora Pall. а также сортов P. cv. Mahogany и P. cv. Laura Dessert. Показана перспективность использования альстремерии в качестве модельного объекта для изучения органогенеза.
Ключевые слова: 
морфология, органогенез, почки возобновления, Paeonia, Alstroemeria
Библиографический список: 

1. Барыкина Р. П., Веселова А. Г., Девятов А. Г. и др. Справочник по ботанической микротехнике. Основы и методы. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 312 с.
2. Васильева О. Ю. Ботаническая составляющая в профессиональной подготовке ландшафтного архитектора и фитодизайнера // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 4. – С. 180–184.
3. Васильева О. Ю., Сарлаева И. Я. Интродукция декоративных растений в учебных курсах и образовательных программах // Вестник ИрГСХА. – 2011. – Вып. 44 (2). – С. 44–51.
4. Комина О. В. Биологические особенности некоторых видов рода Paeonia L. при интродукции в лесостепной зоне Западной Сибири: автореф. дис. … канд. биол. наук. – Новосибирск: ЦСБС СО РАН, 2014. – 16 с.
5. Кузнецова О. В. Органогенез зимующих почек видов и сортов пионов в условиях лесостепи Приобъя // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. – 2010. – № 5. – С. 40–45.
6. Куперман Ф. М. Морфофизиология растений. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 240 с.
7. Некрасова И. И., Сартаков И. В. Аспекты компетентностного подхода при проектировании модели выпускника вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 4. – С. 84–87.
8. Соколова Т. А., Бочкова И. Ю. Декоративное растениеводство, цветоводство: учебник. – 4-е изд. – М.: Академия, 2010. – 432 с.
9. Черемисина А. В. Биологические особенности Alstroemeria L. в открытом и защищенном грунте в условиях Новосибирска // Всероссийская научно-практ. конференция «Ботаническое образование в России: прошлое, настоящее, будущее». – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – С. 85–86.
10. Hong D. Y. Peonies of the World: тaxonomy and рhytogeography. – London: Kew Publishing, 2010. – 312 p.
11. Hong D. Y. Peonies of the World: Polymorphism and Diversity – London: Kew Publishing, 2011. – 112 p.