УДК: 
37.017.4
Приятелева Марина Константиновна
Старший преподаватель кафедры начального образования, Нижегородский институт развития образования, priymarina@gmail.com, Нижний Новгород

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (№4-2015)

Аннотация: 
В статье рассматриваются проблемы формирования гражданской идентичности личности в образовательных учреждениях, говорится о необходимости грамотного педагогического сопровождения становления российской идентичности школьников. Для этого важно знание педагогами сущности базового понятия, структуры, процесса формирования гражданской идентичности личности. Предлагаются наиболее эффективные образовательные технологии, которые могут быть использованы в ходе работы по формированию российской государственной идентичности. Рассказывается о том, как решается задача подготовки педагогов начального образования к реализации задач становления гражданской идентичности младших школьников в Нижегородском институте развития образования.
Ключевые слова: 
гражданская идентичность личности, социокультурная идентичность, гражданин России, педагог, обучающиеся.
Библиографический список: 

1. Арутюнова Е. М. Формирование государственно-гражданской идентичности молодежи: (на примере московских студентов): автореф. дис. … канд. социол. наук. – М., 2007. – 22 с.
2. Бармин Н. Ю. Повышение квалификации педагогических работников как условие формирования человеческого капитала инновационного развития // Нижегородское образование. – 2012. – № 1. – С. 4–11.
3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
4. Гришина Е. А. Гражданская идентичность российской молодежи: Опыт мониторинговых исследований 90-х годов: автореф. дис. … д-ра социол. наук. – М., 2000. – 48 с.
5. Дробишева Л. М. Процессы гражданской интеграции в полиэтническом российском обществе // Общественные науки и современность. – 2008. – № 2. – С. 68–77.
6. Логинова А. А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов: дис. … канд. пед. наук. – Самара, 2010. – 229 с.
7. Лукьянов О. В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008. – 212 с.
8. Махинин А. Н., Шакурова М. В. Педагогические условия формирования российской гражданской идентичности старшеклассников во внеучебной деятельности. – Воронеж, 2012.
9. Приятелева М. К. Патриотизм как результат сформированности гражданской идентичности личности // Нижегородское образование. – 2014. – № 3. – С. 211–214.
10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 12 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения 24.10.2014).
11. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ug.ru/new_standards/6 (дата обращения 24.10.2014).
12. Тивикова С. К. Профессиональное саморазвитие педагога в системе постдипломного образования: коммуникативно-деятельностный подход: монография. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. – 212 с.
13. Тивикова С. К., Бондарева И. И. Модель сопровождения педагогов начального образования как ресурс эффективной реализации ФГОС // Нижегородское образование. – 2014. – № 3. – С. 23–31.
14. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО: коллективная монография. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. – 230 с.
15. Erikson E. Identity: Youth and Crisis. – L., 1974. – P. 17.