УДК: 
378.14.015.62
Дулатова Зайнеп Асаналиевна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Иркутский государственный университет, dulatova@yandex.ru, Иркутск
Лапшина Елена Сергеевна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Иркутский государственный университет, esl7828@gmail.com, Иркутск

О ВНЕДРЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ (№4-2015)

Аннотация: 
Статья посвящена вопросам внедрения компетентностного подхода в профессиональное образование. В работе описан авторский опыт разработки нормативных, методических и дидактических материалов реализации компетентностного подхода к формированию и диагностике специальных предметных компетенций при обучении студентов математических профилей. Предлагается общий подход к выделению знаний, умений и навыков как компонент предметных компетенций, построен алгоритм разработки показателей уровней сформированности компетенций, критериев проявления показателей, шкалы и средств их оценки. Разработанные методы реализованы на примере специальной предметной математической компетенции. Представленный в работе поэтапный подход к выявлению требований к оценке сформированности компетентности носит универсальный характер и может использоваться для разработки аналогичных материалов для других компетентностей.
Ключевые слова: 
компетентностный подход, критерии и показатели уровней сформированности компетенции
Библиографический список: 

1. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. – 2006. – № 11. – С. 39–46.
2. Донских О. А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. – 2013. – № 5. – С. 36–45.
3. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука – 2005. – № 3 (33). – С. 44–49.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 54–58.
5. Зимняя И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. – 2005. – К. 2. – С. 10–19.
6. Компетентностный подход в педагогическом образовании: монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. – 392 с.
7. Лобанова Н. И. Образование и понимание (о технологическом подходе в педагогике) // Высшее образование в России. – 2014. – № 2. – C. 48–56.
8. Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования по специальности «Фундаментальная математика и механика» [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.msu.ru/node/88 (дата обращения: 28.04.2015).
9. Роботова А. С. Неоднозначные процессы в педагогике высшего образования // Высшее образование в России. – 2014. – № 3. – C. 47–53.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направления подготовки 44.03.01 – «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.ru/abitur/act.82/index.php (дата обращения: 28.04.2015).
11. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
12. Adelman C. The Bologna Process for US eyes: Re-learning higher education in the age of convergence. – Institute for Higher Education Policy. ERIC, 2009. – 233 р. 13. Jones E. A. & Voorhees R. A. Defining and assessing learning: Exploring competency-based initiatives. Report of the National Postsecondary Education Cooperative Working Group on Competency-Based Initiatives in Postsecondary Education. – U.S. Department of Education., 2002. – 175 р.