УДК: 
159.9. + 316.6 + 37.015.3
Андронникова Ольга Олеговна
Кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, andronnikova_69@mail.ru, Новосибирск

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ВИКТИМИЗАЦИИ (№4-2015)

Аннотация: 
Данная статья посвящена теоретическому осмыслению и экспериментальному анализу социально-психологической депривации, особенностей ее проявления в процессе онтогенеза. Дано определение понятия «социально-психологическая депривация», выделены виды и формы депривации. Описано влияние материнской депривации, или синдрома холодной матери, на формирование ребенка. В статье раскрыто влияние социально-психологической депривации на развитие личности ребенка. Показана роль родителей как агентов социализации в виктимной депривации ребенка. Описана логика возникновения виктимизации личности, процесс которой состоит из четырех стадий. Приведены результаты исследования взаимосвязи между спецификой общения родителей и виктимными синдромами личности испытуемых. Выявлены взаимосвязи нарушенных границ психологического пространства личности с особенностями межличностного общения родителей.
Ключевые слова: 
социально-психологическая депривация, виктимность, межличностное общение.
Библиографический список: 

1. Андронникова О. О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика: монография. – Новосибирск: НГИ, 2005. – 300 с.
2. Андронникова О. О. Роль семьи в формировании неадаптивных форм виктимного поведения детей [Электронный ресурс]. – URL: http://www.supervis.ru/content/714622920-andronnikova-oo-rol-semi-v-form... (дата обращения: 25.04.2015).
3. Гостунская Я. И. Психолого-педагогическая помощь семье в процессе ресоциализации подростка с девиантной виктимностью: дис. ... канд. психол. наук. – Ставрополь, 2007. – 168 с.
4. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
5. Лангмейер И. Психическая депривация в детском. – Прага: Авиценум, 1984. – 335 с.
6. Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье. – М.: Владос, 2006. – 59 с.
7. Руденский Е. В. Cоциализационно -компетентностная парадигма социально-психологической виктимологии в оценке педагогического  профессионализма // Педагогический профессионализм в образовании: материалы X науч.-практич. конференции (19–20 февраля 2014 г .) – Новосибирск: НГПУ, 2014. – С. 348–357.
8. Руденский Е. В. Дефицит социально -психологической компетенции как триггер онтогенетической виктимзации личности // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 217– 222.
9. Соловьева О. В. Депривация семейного общения как детерминанта личностного развития детей, лишенных попечения родителей: дис. ... канд. психол. наук. – Краснодар, 2004. – 209 с.
10. Спиваковская А. С. Психопрофилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. – М.: МГУ, 1988. – 200 с.
11. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.
12. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Владос, 2003. – 272 с.
13. Целуйко Н. А. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. – Мозырь: Академический проект, 2006. – 132 с.
14. Gross-Manos D., Baerwald P. Material deprivation and social exclusion of children: Lessons from measurement attempts among children in Israel // Journal of Social Policy. – 2014. – Vol. 44, Issue 1, 17 June. – P. 105–125.
15. Morgan A. А., Pendergast D. А., Brown R. А., Heck D. В. Relational ways of being an educator: trauma-informed practice supporting disenfranchised young people (Articles not published yet, but available online Article in press About articles in press (opens in a new window)) // International Journal of Inclusive Education. – 2015. – 22 April. – Р. 15.