УДК: 
159.91
Чокотов Евгений Николаевич
Доцент, заместитель начальника кафедры физкультуры и спорта, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, fpisn@mail.ru, новосибирск
Григорчак Юрий Васильевич
Преподаватель кафедры огневой подготовки, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, krissmony@gmail.com, новосибирск
Быструшкин Сергей Константинович
Доктор биологических наук, профессор кафедры естественно-научного образования и информационных систем, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета, bistrushkin@mail.ru, Анапа
Айзман Роман Иделевич
Доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, aizman.roman@yandex.ru, Новосибирск

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА И СТУДЕНТОВ ГРАЖДАНСКОГО ВУЗА В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (№4-2015)

Аннотация: 
В статье представлены результаты исследования психофункциональных показателей у курсантов военного института и студентов гражданского вуза. Показано, что курсанты, поступившие на факультет разведки (ФР), имели достоверно более высокие показатели социально-психологической адаптации, стремления к доминированию, внутреннего контроля (интернальности) и агрессивности по сравнению с курсантами факультета правового обеспечения национальной безопасности (ФПОНБ) и студентами педагогического университета. В то же время у курсантов ФПОНБ отмечалась менее выраженная сбалансированность нервных процессов с преобладанием возбуждения при более низкой скорости переключения внимания и скорости сенсомоторных реакций, что обусловлено более высоким уровнем их личностной и реактивной тревожности. Обоснована необходимость допризывной подготовки учащихся и комплексного изучения психофункциональных возможностей курсантов военного института, что позволит прогнозировать эффективность профессионального обучения будущих военных специалистов и успешно готовить их к служебно-боевой деятельности в экстремальных условиях.
Ключевые слова: 
психофункциональный статус, социально-психологическая адаптация, курсанты, студенты, агрессивность, тревожность
Библиографический список: 

1. Айзман Р. И., Айзман Н. И., Лебедев А. В., Рубанович В. Б. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. – Новосибирск: НГПУ, 2010. – 100 с.
2. Дейнекина А. К. Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА», Кубанский гос. ун-т, 2012. – 275 с.
3. Комарова Т. К. Психология внимания: учеб.-метод. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
4. Крыжевская Н. Н. Психологические особенности предупреждения профессиональной деформации личности курсантов вузов МВД: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ростов н/Д: ЮФУ, 2012. – 23 с.
5. Маркович Д. Ж. Общая социология. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1993. – 272 с.
6. Орешкина Т. И., Маркиянов О. А., Орлов А. И. Развитие свойств психических процессов как составляющая психологической подготовки спортсмена // Вестник спортивной науки. – 2009. – № 2. – С. 8–11.
7. Пестриков Д. В. Развитие установки на толерантное поведение в общении (на примере курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России) // Прикладная юридическая психология. – 2008. – № 2. – С. 86–96.
8. Пряхина М. В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: дисс. канд. психол. наук. – СПб., 2000. – 211 с.
9. Свежинцева М. А. Исследование психологических трудностей у курсантов образовательных учреждений пограничного профиля // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». Раздел 1. Социальная психология. – М.: МГОУ, 2008. – № 3. – С. 68–75.
10. Чокотов Е. Н., Григорчак Ю. В., Никулина О. С, Быструшкин С. К., Айзман Р. И. Морфофункциональные и психологические резервы курсантов военного училища в начальный период обучения. // Вестник НГПУ. –Новосибирск, 2015. – № 3. – С.102–111.
11. Scheff T .J. Microsociology: Discourge, Emotion and Social Structure. – London; Chicago: Univ. of Chicago Press, 1990. – 214 p.