Меньшикова Лариса Владимировна
Доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, pip@fgo.nstu.ru, Новосибирск
Левченко Евгений Васильевич
Магистрант направления «Психология», Новосибирский государственный технический университет, pip@fgo.nstu.ru, Новосибирск
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО МИРА СТУДЕНТОВ (№4-2015)
Аннотация:
В статье показаны перспективы изучения жизненных миров студентов и необходимость создания соответствующих психодиагностических методик для их анализа. Приведено описание типологии жизненного мира, предложенной Ф. Е. Василюком, которая исходит из дихотомии внутреннего мира на сложный и простой, а внешнего – на трудный и легкий; таким образом, формируется представление о четырех жизненных мирах: инфантильном, реалистическом, ценностном и творческом. В разработанной авторами методике исследования жизненного мира студентов рассматриваются два варианта – реальный (актуальный) и идеальный (желаемый). На основе эмпирического исследования дается психологическая интерпретация обнаруженного расхождения этих вариантов. Корреляционный анализ полученных данных с показателями других известных методик (уровнем субъективного контроля и характером ценностных ориентаций) позволяет сделать заключение о валидности предлагаемой методики.
Ключевые слова:
жизненный мир студентов, тип жизненного мира, интернальность, мотивация, валидность методики.
Библиографический список:
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
3. Бинсвангер Л. Бытие в мире. – М.: КСП; СПб.: Ювента, 1999. – 302 с.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.
5. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / пер. с нем. Д. В. Скляднева. – СПб.: Владимир Даль, 2004. – 399 с.
6. Логинова Н. А. Шарлотта Бюлер – представитель гуманистической психологии // Вопросы психологии. – 1980. – № 1. – С. 154–158.
7. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – СПб.: Питер, 2012. – 590 с.
8. Троцкая А. И. Аксиологический аспект социализации личности // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 2. – С. 79–83.
9. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / Рос. гос. юнош. б-ка; сост. В. П. Вдовиченко. – М., 2003. – 24 с.
10. Schwartz S. H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology. – 1992. – Vol. 25 – P. 65.