УДК: 
376.4
Шаргородская Людмила Вячеславовна
Учитель-дефектолог, СОШ № 169 Московского института открытого образования, lushar@yandex.ru, Москва

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ АУТИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЛЯ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (№4-2015)

Аннотация: 
В статье обоснована необходимость оценивания успешности социальной адаптации при инклюзивном обучении детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной школе. В качестве инструмента предлагается использование рейтинговой шкалы оценки аутизма (Childhood Autism Rating Scale (CARS); приводятся результаты анализа экспериментальных данных, полученных в ходе проведенного научного исследования на базе общеобразовательной школы; доказывается эффективность использования показателей динамики аутистических проявлений как для оценивания успешности социальной адаптации, так и для определения формы обучения детей с РАС в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: 
инклюзивное обучение, динамика аутистических проявлений, социальная адаптация, шкала оценки аутизма, инклюзивное обучение детей с расстройствами аутистического спектра
Библиографический список: 

1. Алексеева В. В., Волков А. А., Шаргородская Л. В. Обеспечение доступности образования и социализации детей с РАС и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. – М.: МГППУ, 2013. – С. 185–189.
2. Шапошникова А. Ф. Скрининговая диагностика и динамический контроль детей с заболеваниями аутистического спектра с использованием рейтинговой шкалы для оценки детского аутизма // Социальная и клиническая психиатрия. – 2012. – т. 22. – № 2. – С. 63–68.
3. Berney T. Asperger Syndrome from childhood into adulthood // Advances in Psychiatric Treatment. – 2004. – N 10. – P. 341–351.
4. Chamberlain B., Kasari C., & Rotheram-Fuller E. Involvement or isolation? The social networks of children with autism in regular classrooms // Journal of Autism and Developmental Disorders. – 2007. – N 37. – P. 230–242.
5. Dahle K. B. Services to include young children with autism in the general classroom. // Early Childhood Education Journal. – 2003. – N 31. – P. 65–70.
6. Lee H. J., & Park H. R. An integrated literature review on the adaptive behavior of individuals with Asperger syndrome // Remedial and Special Education. – 2007. – N 28. – P. 132–139.
7. Locke J., Ishijima E. H., Kasari C., & London N. Loneliness, friendship quality and the social networks of adolescents with high-functioning autism in an inclusive school setting // Journal of Research in Special Educational Needs. – 2010. – N 10. – P. 74–81.
8. Macintosh K., & Dissanayake C. Social skills and problem behaviours in school aged children with high-functioning autism and Asperger’s disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders. – 2006. – N 36. – P. 1065–1076.
9. Myles, B. S. Children and youth with Asperger syndrome: Strategies for success in inclusive settings. Thousand Oaks, CA: Corwin Press. – 2005. – P. 201.
10. Myles B. S., Lee H. J., Smith S. M., Tien K., Chou Y., Swanson T. C., & Hudson J. A large-scale study of the characteristics of Asperger syndrome // Education and Training in Developmental Disabilities. – 2007. – N 42. – P. 448–459.
11. National Research Council. Educating Children with Autism // Washington, DC: The National Academies Press, 2001. – P. 324.
12. Orsmond G. I., Krauss M. W., & Seltzer M. M. Peer relationships and social and recreational activities among adolescents and adults with autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. – 2004. – N 34. – P. 245–266.
13. Sansosti F. J., Powell-Smith K. A., & Cowan R. J. High functioning autism/Asperger syndrome in schools // Assessment and Intervention. New York, NY: Guilford Press. – 2010. – P. 257.
14. Sansosti J. M., Sansosti F. J. Inclusion for children with high-functioning autism spectrum disorders: definitions and decisions making // Psyhology in the schools. – 2012. – Vol. 49 (10). – P. 917–931.
15. Schopler E, Reichler R. J., DeVellis R. F., Daly K. Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS) // Journal of Autism and Developmental Disorders. – 1980. – Vol. 10, No. 1. – P. 91–103.
16. U.S. Department of Education. Twenty-ninth annual report to Congress on the implementation of the Individuals with Disabilities Education Act. – 2010. – P. 277.
17. White S. W., Scahill L., Klin A., Koenig K., &Volkmar F. Educational placements and service use patterns of individuals with autism spectrum disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. – 2007. – N 37. – P. 1403–1412.