УДК: 
371.4; 371.5
Воропаев Михаил Викторович
Доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики, Московский городской педагогический университет, vrpmv@mail.ru, Москва

ПРОБЛЕМА ПРЕДМЕТНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА (№4-2015)

Аннотация: 
Статья посвящена анализу научных подходов к изучению повседневности образовательной организации; предложена классификация направлений исследования повседневности: культурно-антропологическое и этнографическое описание жизни и быта школьников и педагогов; анализ институциональных факторов, которые определяют повседневное поведение учеников и учителей. Показано, что результаты педагогических исследований в области формирования привычек, полученные отечественной педагогикой в 1940–1960-е гг., актуальны в настоящее время. Повседневность образовательной организации определяется как рутинное поведение индивидов при реализации социально-профессиональных ролей «обучающийся», «учитель» и связанные с этими процессами ценностно-смысловые и эмоциональные структуры. Такой подход позволяет включить в предмет педагогики изучение рутинизированных бизнес-процессов образовательной организации, включая дисфункции этих процессов, их имитационное замещение и организационные патологии. В статье выделены два первичных бизнес-процесса образовательной организации: образование и присмотр.
Ключевые слова: 
повседневность, образовательная организация, социальная феноменология, бизнес-процессы, образование, социальный контроль
Библиографический список: 

1. Азизова Н. Р. Социокультурные традиции России как основа устойчивого развития системы социального воспитания детей: монография. – М.: Изд-во Ин-та социальной педагогики РАО, 2009. – 107 с.
2. Бергер П. Л., Бергер Б. Что такое социальный контроль? Случай образования // Экономика образования. – 2008. – № 3. – С.163–172.
3. Вачкова С. Н. Создание и реализация в образовательной практике организационно-педагогических условий управления формированием уклада школы // Теория и практика общественного развития – 2013. – № 9. С. 151–155.
4. Каплан Л. И. Воспитание навыков и привычек у детей: книга для родителей. – М.: Медицина. – 1967. – 63 с.
5. Касавин И. Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. – М.: «Канон+», 2004. – 430 с.
6. Кудрявцев В. Т. Дошкольное образование: от педагогики повседневности – к педагогике развития [Электронный ресурс]. – URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/obraz_21veka/1.5_kudrjavcev.htm (дата обращения: 27.10.2014).
7. Купач Т. Ю. Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – М., 2000. – 24 с.
8. Лелеко В. Пространство повседневности в европейской культуре. – СПб.: С-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 2002. – 303 с.
9. Лефевр А. Повседневное и повседневность // Социологическое обозрение. – 2007. – № 3. – Т. 6. – С.33–36.
10. Полонников А. А. «Hidden curriculum» и продуктивность образования // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2012. – № 359. – С. 165–169.
11. Поляков С. Д. Теоретическая модель // Школьная повседневность (Опыт междисциплинарного исследования). – Ульяновск: УлГПУ, 2010. – С. 23–27.
12. Ромм Т. А., Ромм М. В. Контроверзы педагогики повседневности // Социальная педагогика в социальных практиках: сборник материалов Международного симпозиума. – М.: БУКИ ВЕДИ, 2013. – С. 158–164.
13. Рубинштейн С. Л. О воспитании привычек у детей. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 41 с.
14. Руденко И. В., Храменок С. Е. Теоретические аспекты сущности бизнес-процессов: управление ограничениями // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. – 2013. – № 3. – С. 206–210.
15. Смирнова Н. М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки» (феноменологические мотивы в современном социальном познании). – М.: ИФРАН, 1997. – 223 с.
16. Терентьева Ю. В. Роль средств массовой коммуникации в конструировании реальности повседневной жизни человека // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2009. – № 323. – С. 94–97.
17. Черных О. Н. Виртуальный принцип повседневности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2011. – № 127. – С. 107–114.
18. Черствая О. Е. Педагогика повседневности как теоретическая основа сопровождения семей с различным укладом жизни // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 1. – С. 228–233.
19. Школьная повседневность (Опыт междисциплинарного исследования): сборник научных работ. – Ульяновск: УлГПУ, 2010. – 128 с.