УДК: 
37.013.78
Мудрик Анатолий Викторович
Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, amudrik@yandex.ru, Москва

Обособление человека как социально-педагогическая проблема

Аннотация: 
В статье излагается авторская концепция обособления человека как социально-педагогической проблемы. Констатируется слабый интерес к проблеме обособления человека в современном социогуманитарном знании и предлагается несколько объяснений этому. Цель статьи: охарактеризовать обособление человека в социуме как социокультурный и психолого-педагогический феномен и социально-педагогическую проблему. Методология. Предлагаемая концепция стала результатом многолетнего исследования, включавшего в себя анализ исторических, философских, этнографических, социологических, социально-психологических и педагогических источников, а также разнообразных эмпирических материалов, что в совокупности и стало основанием предлагаемой концепции. Результаты исследования. Обособление рассматривается в двух аспектах: обособление человека как родового существа в филогенезе и обособление конкретного индивида в конкретных общностях в онтогенезе. Оба аспекта содержательно раскрываются. В свою очередь обособление конкретного индивида в онтогенезе имеет также два аспекта: социальный и индивидуальный, которые также раскрываются в тексте. В статье анализируются различные варианты содержания дефиниций обособления, дается вариант социально-педагогического определения этого понятия.
Ключевые слова: 
социализация; человек; индивид; личность; индивидуальность; филогенез; онтогенез; обособление; приспособление; общение; уединение
Библиографический список: 

1. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории. – М.: Педагогика, 1978. – 144 с.
2. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. – М.: Мысль, 1966. – 232 с.
3. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ, 2011. – 288 с.
4. Кряжев П. Е. О диалектике общения и обособления личности в обществе // Диалектика материальной и духовной жизни общества. – М.: Наука, 1966. – С. 152–162.
5. Кон И. С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. – 383 с.
6. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. – Л.: Лениздат, 1967. – 157 с.
7. Мудрик А. В. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: Научно-исследовательский институт общих проблем педагогики АПН СССР, 1970. – 25 с.
8. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: Академия, 1999. – 432 с.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. – Т. 12. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 928 с.
10. Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. – М.: Знание, 1977. – 64 с.
11. Белякова Н. В. Роль социального обособления в развитии личности: автореф. дис. … канд. филос. наук. – Тюмень, 1987. – 16 с.
12. Бурякова Е. С. Взаимосвязь механизма идентификации – обособления и социально значимых качеств личности в полисубъектном взаимодействии: автореф. дис. …. канд. психол. наук. – М., 2005. – 24 с.
13. Мудрик А. В. Социализация человека. – М.; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 621 с.