УДК: 
378
Кувшинова Галина Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент, ректор, Автономная некоммерческая организация высшего образования «Национальный институт дизайна», nid@nid-design.org, Москва

Современное содержание понятия «дизайн» в контексте дизайн-образования

Аннотация: 
В статье предпринята попытка изучения концепта «дизайн» с точки зрения современных подходов к его пониманию в контексте подготовки актуальных и востребованных кадров. Цель статьи заключается в проведении анализа многообразия подходов к определению понятия «дизайн» для четкого понимания, что является объектом деятельности дизайнера в контексте его подготовки. Методологией исследования выступили концепции коннективизма, дизайн-мышления и генерация смыслов в проектировании. Основными методами исследования являются системный анализ общепринятых толкований концепта «дизайн», обобщение существующих подходов к определению изучаемого понятия. Представленный в статье смысловой анализ понятия «дизайн» позволит по-новому взглянуть на современное содержание дизайн-образования в части подготовки высококлассных и востребованных специалистов. В заключении автор высказывает мысль, что дизайн-образование сегодня невозможно редуцировать к подготовке специалиста с дипломом «дизайнер». Дизайн-образование в первую очередь предполагает формирование дизайн-мышления, множества межпредметных и метапредметных умений, которые нельзя сформировать путем лишь изучения набора дисциплин. Это образование, которое предполагает высокий уровень рефлексии относительно понимания сути самого понятия «дизайн». Однако содержательное наполнение этого концепта, как представляется в статье, зависит от целого ряда факторов и формируется на пересечении различных дискурсов, обнаружить и зафиксировать которые предстоит современной науке.
Ключевые слова: 
дизайн; концепция коннективизма; дизайн-мышление; проектирование в дизайне; генерация смыслов в проектировании
Библиографический список: 

1. Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти [Электронный ресурс] / пер. Е. В. Алымовой. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2004. – 184 с. – URL: http://simposium.ru/ru/node/1168 (дата обращения: 26.05.24).
2. Ермилова Д. Ю. Актуальные задачи современного дизайна [Электронный ресурс] // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2014. – № 2. – С. 25–31. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-zadachi-sovremennogo-dizayna (дата обращения: 26.05.2024).
3. Щедровицкий Г. П., Генисаретский О. И., Глазычев В. Л. и др. Теория дизайна: теоретические и методологические исследования в дизайне. – М.: Школа культурной политики, 2008. – 372 с.
4. Норман Д. Дизайн привычных вещей. – М.: Эксмо, 2018. – 384 с.
5. Norman D., Draper S. User Centered System Design: New Perspectives on Human-computer Interaction. – Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1985. – 526 p.
6. Норман Д. Семантические сети // Норман Д. Психология памяти: хрестоматия / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – М.: ЧеРо, 1998. – С. 350–358.
7. Krippendorff K. Product Semantics: A Triangulation and Four Design Theories / ed. by S. Väkevä. – Helsinki: Finland: University of Industrial Arts, 1990. – 32 p.
8. Jackson Aaron P. Civilian Design Thinking. Design Thinking in Commerce and War: Contrasting Civilian and Military Innovation Methodologies [Электронный ресурс] // Air University Press, 2020. – P. 13–28. – URL: http://www.jstor.org/stable/resrep27599.7 (дата обращения: 26.05.2024).
9. Каплан Р. С помощью дизайна. Почему не было замков на дверях ванных комнат в отеле «Людовик XIV» и другие примеры / пер. с анг. И. Форонова. – М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014. – 328 с.
10. Klaus Krippendorff. On the Essential Contexts of Artifacts or on the Proposition That “Design Is Making Sense (Of Things)” [Электронный ресурс] // Design Issues. – 1989. – Vol. 5, № 2. – P. 9–39. – URL: https://www.jstor.org/stable/
1511512 (дата обращения: 26.05.2024).
11. Верганти Р. Инновации, направляемые дизайном: как изменить правила конкуренции посредством радикальных смысловых инноваций / пер. с англ. Николая Эдельмана; под науч. ред. Анастасии Крыловой. – М.: Дело, 2018. – 382 c.
12. Heskett J. Toothpicks and Logos: Design in Everyday Life. – Oxford University Press, 2003. – 224 p.
13. Лола Г. Н. Дизайн: опыт метафизической транскрипции. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 196 с.
14. Михайлов С. Дизайн без дизайнеров // Выпуск «Проблемы дизайна-2»: сборник статей. – М.: Архитектура-С, 2004. – 400 с.
15. Björgvinsson E., Ehn P., Hillgren P-A. Design Things and Design Thinking: Contemporary Participatory Design Challenge // Design Issues. – 2012. – № 28(3). – P. 101–116.
16. Lee Yohn D. Clay Christensen’s Jobs To Be Done Innovation Theory Challenges Common Innovation And Marketing Methods [Электронный ресурс] // Forbes. – URL: https://www.forbes.com/sites/deniselyohn/2020/02/04/clay-christensens-jo... (дата обращения: 26.05.2024).
17. Быстрова Т. Ю. Теоретико-методоло-гические и мировоззренческие основы современного дизайна и дизайн-образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2021. – № 3 (59). – С. 488–497.
18. Луптон Э., Филлипс Дж. Графический дизайн. Базовые концепции / пер. Н. Римицан. – СПб.: Питер, 2017. – 256 с.
19. Secomandi F., Snelders D. The Object of Service Design [Электронный ресурс] // Design Issues. – 2011. – Vol. 27, № 3. – P. 20–34. – URL: http://www.jstor.org/stable/41261941 (дата обращения: 26.05.2024).