УДК: 
37.02+371.2
Булыгина Елена Юрьевна
Кандидат филологических наук, директор Института филологии и медиакоммуникаций, Новосибирский государственный педагогический университет, bulyginalena2010@mail.ru, г Новосибирск
Лаппо Марина Александровна
Доктор филологических наук, заведующая кафедрой современного русского языка и методики его преподавания, Новосибирский государственный педагогический университет, marine.lappo@yandex.ru, Новосибирск

Совершенствование модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в Китайской Народной Республике

Аннотация: 
Цель статьи заключается в совершенствовании модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в Китайской Народной Республике с учетом разных уровней образования и различных стандартов образования в России и Китае. Методы исследования. Были использованы такие общенаучные и междисциплинарные методы, как наблюдение, систематизация, обобщение, моделирование и статистические методы обработки данных. Работа опирается на системный и кросс-культурный подходы в педагогике, модель вовлечения высшей школы в непрерывное развитие педагогических работников, разработанную в Новосибирском государственном педагогическом университете. Результаты исследования. Представлены формы сотрудничества между российскими и китайскими учебными заведениями среднего образования, успешно реализуемые в последнее время, и мероприятия для школьников по продвижению русского языка. На основе анализа нормативных документов РФ и КНР, научных публикаций российских и китайских исследователей о преподавании русского языка в Китае, опыта ФГБОУ ВО «НГПУ» в обучении РКИ за рубежом и в вузе выявлены существенные проблемы в сфере сотрудничества со школами и средними специальными учебными заведениями: нормативные документы КНР, ограничивающие дополнительное образование; противоречия между миграционным законодательством РФ и образовательными практиками; информационный вакуум, вызванный нерегулярностью российских образовательных проектов в средней школе и средних специальных учреждениях КНР и др. В работе предлагается ряд мер, компенсирующих указанные ограничения нормативно-правового, управленческого и педагогического плана. Заключение. Исследование позволяет совершенствовать модель организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в Китайской Народной Республике с учетом разных уровней образования и различных стандартов образования в России и Китае, а также актуальной нормативно-правовой базы обоих государств на современном этапе.
Ключевые слова: 
продвижение русского языка; обучение русскому языку; русский язык как иностранный; образовательная модель; среднее и среднее специальное образование в Китае; Китайская Народная Республика; международное сотрудничество
Библиографический список: 

1. Басалаева Е. Г., Шпильман М. В. Анализ модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в Китайской Народной Республике // Вестник педагогических инноваций. ‒ 2023. ‒ № 3 (71). ‒ С. 26–44. DOI: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2303.03
2. Бокарева Ю. М., Новоселова О. А. Культуроведческие знания о России китайских студентов-филологов, изучающих русский язык (по результатам диагностического анкетирования) // Педагогика и просвещение. ‒ 2023. ‒ № 4. ‒ С. 79‒97. DOI: 10.7256/2454-0676.2023.4.69039
3. Спивакова Е. А. Сотрудничество школы и вуза ‒ путь к повышению качества образования // Территория науки. ‒ 2013. ‒ № 1. ‒ С. 39‒41.
4. Гурулева Т. Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. ‒ 2017. ‒ № 7 (214). ‒ С. 152‒164.
5. Барматина И. В., Варакута А. А., Марущак Е. Б. Модель взаимодействия педагогического вуза с базовыми школами в условиях вовлечения высшей школы в непрерывное развитие педагогических работников // Философия образования. – 2021. – Т. 21, № 4. – С. 212–227. DOI: https://doi.org/10.15372/PHE20210410
6. Гурулева Т. Л. Система образования Китайской Народной Республики и российско-китайское образовательное сотрудничество: монография. – М.: ВКН, 2018. – 462 с.
7. Ван Ц. Сотрудничество в области образования и обмен между Китаем и Россией с нового века: нынешняя ситуация и перспективы // Преподавание русского языка в Китае. – 2020. – № 1. – С. 77‒89.
8. Пань Ш. Изучение русского языка в Китае // Высшее образование в России. ‒ 2006. ‒ № 12. ‒ С. 122‒124.
9. Арефьев А. Л. Русский язык на рубеже XX–ХХI веков [Электронный ресурс]. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. – 450 с. – URL: https://bilingual-online.net/rjazr-na-rubezhe-vekov/ (дата обращения: 20.04.2024).
10. Артамонов В. Н., Байкова Ю. Г., Галуш-ко Е. Ф., Захарова Е. В. Центр открытого образования на русском языке: опыт реализации проекта // Поволжский педагогический поиск. ‒ 2021. ‒ № 1 (35). ‒ С. 22‒27.
11. Цвык Г. И. Анализ опыта продвижения русского языка в Китае // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. ‒ 2018. ‒ № 2. ‒ C. 34‒38.
12. Си Ч. Система подготовки преподавателей русского языка как иностранного в Китае [Электронный ресурс] // Концепт [научно-методический электронный журнал]. ‒ 2023. ‒ № 3. ‒ С. 15–28. – URL:
https://e-koncept.ru/2023/231013.htm (дата обращения: 26.06.2024).
13. Ван Я. Современные подходы к преподаванию русского языка как иностранного в высших учебных заведениях Китая // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2019. – № 8. – С. 55‒58.
14. Иванова И. С. Изучение русского языка в Китае (из опыта работы в Хайнаньском университете) [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. ‒ 2014. ‒ Спецвыпуск № 13. ‒ URL:
http://e-koncept.ru/201414655.htm (дата обращения: 26.06.2024).
15. Гао Ф. Особенности обучения русскому языку в китайских вузах // Педагогическое образование в России. ‒ 2016. ‒ № 12. ‒ С. 41‒45.
16. Чжао Л. Проблемные аспекты обучения говорению на русском языке как иностранном в Китае // Вопросы методики преподавания в вузе. ‒ 2022. ‒ Т. 11, № 2. ‒ С. 83‒90. DOI: 10.57769/2227-8591.11.2.06
17. Тенчурина Л. З., Ли Си-мэй. Изучение и преподавание русского языка в Китае и на Тайване: прошлое и настоящее // Образование и наука. ‒ 2016. ‒ № 3 (132). ‒ С. 177‒197.
18. Чжу Х. Программы обмена и сотрудничества между российскими и китайскими международными школами-партнерами (на примере начальной и средней школы в г. Хэйхэ) // Историческая и социально-образовательная мысль. ‒ 2020. ‒ № 4-5. – С. 172‒180. DOI: 10.17748/2075-9908-2020-12-4-5-172-180
19. Новикова Л. А., Ушакова Л. К. Особенности среднего и высшего образования в Китае // Историческая и социально-образовательная мысль. ‒ 2017. ‒ Т. 9, № 5/1. ‒ С. 224‒230.
20. Чэнь Ч. Высшая средняя школа Китая в условиях современных реформ образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. ‒ Чита, 2011. ‒ 25 с.
21. Су Ц., Сяо С. Основные формы и тенденции развития системы инспектирования и оценки школ в Китае // Педагогика. ‒ 2011. ‒ № 1. ‒ С. 94‒103.
22. Поздняков И. А. «Русская школа» в Китае: перспективная база для подготовки и адаптации иностранных абитуриентов к обучению в российских вузах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2017. – № 183. – С. 57–62.
23. Шевелёва С. И. Формирование межкультурной компетенции обучающихся из стран азиатско-тихоокеанского региона на этапе предвузовской подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск, 2015. ‒ 24 с.
24. Румянцева Н. М., Гарцова Д. А. Этноориентированный подход к организации процесса обучения китайских учащихся русскому языку на довузовском этапе на базе электронных средств обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. ‒ 2017. ‒ № 1 (35). ‒ С. 81‒99. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-1-80-100
25. Законы об образовании в Китайской Народной Республике [Электронный ресурс]. ‒ СПб.: СПбГУ, 2020. ‒ URL: https://spbu.ru/sites/default/files/zakon_ob_obrazovanii_v_kitayskoy_nar... (дата обращения: 26.06.2024).
26. Голик М. Я. Русский язык в Китае: прошлое и настоящее // Филологические науки. Вопросы теории и практики. ‒ 2016. ‒ № 1 (55), Ч. 2. ‒ C. 108‒110.
27. Пироженко Л. В. Реформирование системы частного образования в КНР: тенденции и риски // Диверсификация педагогического образования в условиях развития информационного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 19 нояб. 2021 г.) / под ред. Д. Г. Медведева. – Минск: БГУ, 2022. – С. 67‒73.
28. Ли В., Цзи Ч. Изучение русского языка в современном Китае // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. ‒ 2024. – № 1 (22). ‒ С. 222–243. DOI: https://doi.org/10 .55959/ LPEJ-24-11
29. Маслов А. А. Перспективы и возможности выхода российских университетов на китайский образовательный рынок [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. Аналитическая записка № 40. 2022. ‒ URL: https://russiancouncil.ru/activity/policybriefs/perspektivy-i-vozmozhnos... (дата обращения: 01.07.2024).
30. Песцов С. К. Стратегическое партнерство России и Китая: место и роль гуманитарного сотрудничества // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. ‒ 2020. ‒ Т. 29. ‒ С. 137‒165.
31. Каплунова М. Я. Русский язык в современном Китае // Социолингвистика. ‒ 2023. ‒ № 1 (13). ‒ С. 60‒71. DOI: 10.37892/2713-2951-1-13-60-71
32. Хань Л. Исследование современного состояния подготовки специалистов по сложному иностранному языку в прикладных колледжах и университетах // Русский язык в современном Китае: материалы IХ Международной научно-практической конференции / отв. ред. Ю. В. Биктимирова. – Чита: ЗабГУ, 2021. ‒ С. 85‒89.
33. Чи С. Исследование трудностей и контрмер совместного обучения английскому языку в колледже на основе смешанного режима обучения во Внутренней Монголии // Русский язык в современном Китае: материалы IХ Международной научно-практической конференции / отв. ред. Ю. В. Биктимирова. – Чита: ЗабГУ, 2021. ‒ С. 90‒94.