УДК: 
371.485
Щербаков Игорь Николаевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация транспортных систем и логистика», Донской государственный технический университет, bdd-don@mail.ru, Новочеркасск
Ахмадиева Роза Шайхайдаровна
Доктор педагогических наук, Ректор, Казанский государственный институт культуры, guncbgd@mail.ru, Казань

Системный волонтеро-проектный подход в области обеспечения безопасности дорожного движения

Аннотация: 
Введение. В статье обосновывается идея о том, что педагогически направленный системный волонтеро-проектный подход в области обеспечения безопасности дорожного движения становится все более актуальным в современном обществе и представляет собой эффективный инструмент по объединению усилий профессионалов и волонтеров, с целью не только создания безопасной и комфортной среды на дорогах, но и формирования навыков правильного взаимодействия всех участников дорожного движения. Целью работы является обоснование системного волонтеро-проектного подхода в педагогической деятельности и образовательных технологиях при реализации проектной активности волонтеров по безопасности дорожного движения. Методология и методы исследования. В качестве методологической основы исследования выступают волонтеро-диссеминационнный метод продуктивной проектной деятельности, обобщение собственного опыта авторов в области подготовки волонтеров и организации волонтерских отрядов по безопасности дорожного движения в школах, университетах и в некоммерческих организациях. Результаты исследования. В научной литературе отсутствуют исследования, подтверждающие эффективность системных волонтеро-проектных подходов в области безопасности дорожного движения, основанных на вовлечении как можно большего числа волонтеров в проектную активность, разработку и реализацию социально значимых проектов. Сформулировано понятие системного волонтеро-проектного подхода в области безопасности дорожного движения. В статье анализируется необходимость и актуальность использования предложенного автором подхода в педагогической и наставнической деятельности при реализации проектной активности волонтеров по безопасности дорожного движения. Авторами в данном исследовании, во-первых, был определен педагогический компонент, во-вторых, предложена модель, в-третьих, описан результат апробации, а также приведен анализ количественных и качественных результатов применения системного волонтеро-проектного подхода при реализации социального проекта. Заключение. Результаты исследования расширяют знания о педагогически направленных подходах в области безопасности дорожного движения. Предложенный подход можно использовать при разработке и реализации проектных активностей педагогов/наставников и/или волонтеров и помогает дополнительно стимулировать интерес волонтеров к саморазвитию.
Ключевые слова: 
педагогическая система; подход; волонтер; проектная деятельность; безопасность дорожного движения; система; мероприятие; андрагогика; гражданская инициатива; некоммерческая организация
Библиографический список: 

1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
2. Исследования гуманитарных систем. Вып. 1. Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия / под ред. В. П. Бедерхановой, сост. А. А. Остапенко. – Краснодар: Парабеллум, 2013. – 90 с.
3. Панкратова В. В. Системный подход к изучению самореализации личности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10295 (дата обращения: 18.06.2024).
4. Компанейцева Г. А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 363–368.
5. Килина А. Г., Кондаранцева К. А. Путеводитель по миру волонтерства. – М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018 – 112 с.
6. Щербаков И. Н. Педагогический потенциал волонтерских мероприятий с применением пазлового мобильного автогородка // Вестник НЦБЖД. – 2023. – № 3 (57). – С. 95–105.
7. Щербаков И. Н., Щербакова Е. А. Исследование отношения участников образовательного процесса к интеграционным связям по безопасности дорожного движения // Вестник НЦБЖД. – 2019. – № 3 (41). – С. 80–88.
8. Щербаков И. Н., Щербакова Е. А. Диагностика востребованности проектной деятельности учащихся и педагогов по безопасности дорожного движения // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-4. – С. 281–286.
9. Ахмадиева Р. Ш., Аникина Н. С., Габдурахманов Л. Р., Минниханов Р. Н., Попов В. Н. Формирование готовности к соблюдению правил безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста: методические рекомендации / под общ. ред. Р. Ш. Ахмадиевой. – Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2019. – 128 c.
10. Ахмадиева Р. Ш., Габдурахманов Л. Р., Минниханов Р. Н., Попов, В. Н., Рахматулли-на Н. И., Хусаинова Р. З. Мобильный комплект «Детский автогородок»: методические рекомендации по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах / под общ. ред. Р. Ш. Ахмадиевой. – Белгород, 2020. – 88 c.
11. Augustine M. E., Stifter C. A. Children’s behavioral self-regulation and conscience: Roles of child temperament, parenting, and parenting context // Journal of Applied Developmental Psychology. – 2019. – Vol. 63. – P. 54–64. DOI: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2019.05.008.
12. Dey D. et al. Pedestrian road-crossing willingness as a function of vehicle automation, external appearance, and driving behavior // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. – 2019. – Vol. 65. – P. 191–205. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trf.2019.07.027.