УДК: 
37.035.3
Лю Чуньфу
аспирант кафедры педагогики и психологии, Благовещенский государственный педагогический университет, Хэйлунцзянский политехнический университет, 49960869@qq.com, Цзиси, КНР
Карнаух Надежда Валентиновна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Благовещенский государственный педагогический университет, pedagog31@mail.ru, Благовещенск

Идеи трудового воспитания школьников в педагогическом наследии Китая ХХ века

Аннотация: 
В статье представлен анализ процесса становления системы трудового воспитания в Китае в ХХ веке. Цель статьи – проанализировать развитие и обогащение концепции трудового воспитания в Китае ХХ века в соответствии с изменением исторических условий и задач, выдвигаемых правительством Республики. Методология. При помощи методов анализа произведений известных китайских педагогов Тао Синчжи, Хуан Цзи, Хуан Яньпэя, сопоставления данных, полученных из разных видов источников, были определены основные этапы становления системы трудового воспитания в Китае в контексте происходивших в ХХ в. политических и экономических изменений в стране. Результаты исследования. Проведен анализ подходов к определению понятия «трудовое воспитание» в китайской педагогике. Выявлено, что становление системы трудового воспитания в ХХ веке осуществлялось на основе традиций трудового воспитания, сложившихся в Китае в предшествующие исторические периоды, анализа идей, заимствованных в западных педагогических теориях и в опыте советского трудового воспитания. Заслуживает внимания идея объединения усилий школы, семьи и общества в реализации трудового воспитания. В статье проанализированы ошибки, допущенные в организации трудового воспитания школьников в период культурной революции. Заключение. В концепции трудового воспитания школьников в Китае ХХ века сочетается древнее и современное, свое национальное и иностранное. Наследуя, обобщая опыт трудового воспитания в условиях новой демократии, Китай нашел собственный путь, который соответствует реальности и цели национального воспитания.
Ключевые слова: 
Новый Китай; трудовое воспитание; идеологическое воспитание; Тао Синчжи; жизненное образование; производительный труд; Хуан Цзи; Хуан Яньпэй
Библиографический список: 

1. Тань Чуаньбао. Концептуальное понимание трудового воспитания – Как понять основное значение и основные характеристики концепции трудового воспитания // Китайский журнал образования. – 2019. – № 2. – С. 82–84.
2. Яо Шимин. Речь о трудовом воспитании. – Чжэнчжоу: Хэнаньское народное издательство, 1956. – 19 с.
3. Лю Силан. Понять коннотацию трудового воспитания всесторонне и точно // Образовательные исследования и эксперименты. – 2019. – № 4. – С. 9–13.
4. Сяо Шаомин, Ху Чжунпин. Что делает трудовое воспитание необходимым и возможным в новую эпоху // Образовательные исследования. – 2019. – № 40 (08). – С. 42–50.
5. Сюй Чанфа. Трудовое воспитание – первое воспитание в жизни // Новости образования Китая. – 2015. – № 7. – C. 5– 6.
6. Тао Синчжи. Полное собрание сочинений: в 5 т. – Чанша, 1984.
7. Общая программа Народной политической консультативной конференции Китая, Статья 42, сентябрь 1949 г. – URL: http://www.cppcc.gov.cn/2011/12/16/ARTI1513309181327976.shtml
8. Хэ Дунчан. Важные образовательные документы Китайской Народной Республики (1949–1975). – Хайкоу: Хайнаньское издательство, 1998. – 24 с.
9. Хоу Хуайинь, Си Цянцян. Принятие книги «Педагогика» под редакцией И. А. Каирова в Китае и ее влияние // Образование и право. – 2021. – № 4. – С. 468–473.
10. Гу Минъюань, Хуан Цзи. Педагогика (пробный вариант). – Пекин: Издательство народного образования, 1982. – 297 с.
11. Фан Мин. Знаменитые эссе Тао Синчжи об образовании. – Пекин: Издательство науки об образовании, 2006. – 120 с.
12. Хуан Цзи. Исторический опыт и реформа образования. – Пекин: Издательство народного образования, 2004. – 408 с.
13. Хуан Цзи, Ван Сяоянь. Исторический опыт и педагогическая реформа – оценка педагогической теории «Педагогики» Каирова // Образовательные исследования. – 2011. – № 4. – С. 18–23.
14. Хуан Цзи. Обзор и неглубокое понимание политики в области образования // Современные исследования в области образования. – 1993. – № 2. – С. 22–28.
15. Хуан Цзи. Трудовое воспитание и сочетание обучения и труда. // Трудовое технологическое образование. – 2005. – № 4. – С. 64–75.
16. Гао Ци. История образования в новом Китае. – Шицзячжуан: Хэбэйское образовательное издательство, 1999. – 93 с.
17. Хуан Цзи. Знания и предложения по трудовому воспитанию // Журнал Цзянсуского института образования (издание по общественным наукам). – 2004. – № 5. – С. 18–23.