УДК: 
371
Золотовицкая Юлия Юрьевна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов в г. Душанбе имени Ю. А. Гагарина, yzolotovitskaya@mail.ru, Душанбе, Республика Таджикистан

Анализ результатов исследования условий профессионального развития учителя в Республике Алтай

Аннотация: 
Поддержка и сопровождение школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, является необходимым условием обеспечения равного доступа обучающихся к качественному образованию. Одним из факторов низких образовательных результатов остается проблема обеспечения необходимых условий и недостаточная разработанность механизмов управления профессиональным развитием педагогов. Цель исследования. Определение актуальных условий и состояния профессионального развития учителя в Республике Алтай. Методы исследования. Для достижения поставленной цели был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 2625 человек – представители 11 муниципальных образований Республики Алтай из 161 общеобразовательной организации. Результаты исследования. Результаты исследования показывают, что большая часть участников исследования считают комфортными условия в общеобразовательной организации (далее – ОО) для участников образовательного процесса, взаимоотношения с администрацией ОО педагоги считают конструктивными, взаимоотношения с учащимися – уважительно-доверительными. Однако треть педагогов испытывают методические трудности при подготовке к урокам с использованием дистанционных технологий, больше половины педагогов отмечают у себя предметные и методические дефициты. Это означает, что данный вопрос требует более пристального внимания не только через курсы повышения квалификации, но и через тьюторское и посткурсовое сопровождение, внедрение целевой модели наставничества. Несмотря на демонстрируемую удовлетворенность условиями деятельности, у педагогов сохраняются низкие оценки уровня комфортности, технической оснащенности, а также необходимость в развитии новых компетенций, необходимых для принятия и применения новых инновационных практик в образовательном процессе. Заключение. На основе результатов исследования определены приоритетные условия профессионального развития педагогов и выделены целевые группы для организации дальнейшей адресной работы с учетом имеющихся предметных и методических дефицитов. Автором разработана и внедрена муниципальная модель системы управления профессиональным развитием педагогов, включающая программы повышения квалификации по трем приоритетным направлениям: улучшение условий труда, в том числе создание условий для развития профессиональных компетенций педагогов, создание условий для развития у педагогов гибких навыков (soft skills), развитие новых образовательных технологий и поддержка инновационной деятельности педагогов.
Ключевые слова: 
педагогическая деятельность; профессиональное развитие педагогов; компетенции педагога; условия профессионального развития; удовлетворенность педагогов условиями труда
Библиографический список: 

1. Матвиевская Е. Г., Тавстуха О. Г., Полькина С. Н. Проектирование антирисковой программы для школы с низкими образовательными результатами // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2021. – № 4 (232). – С. 85–89.
2. Schueler B. E., Asher C. A., Larned K. E., Mehrotra S., Pollard C. Improving Low-Performing Schools: A Meta-Analysis of Impact Evaluation Studies. American Educational Research Journal. – 2022. – № 59 (5). – P. 975–1010. DOI: https://doi.org/10.3102/00028312211060855.
3. Зборовский Г. Е., Пирогова М. С. Образовательно неуспешные учащиеся в неуспешных школах: надежда на лучшее // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2021. – № 5 (74). – С. 9–17.
4. Корнетов Г. Б. Модель поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях // Школьные технологии. – 2017. – № 5. – С. 10–20.
5. Viano S., Pham L. D., Henry G. T., Kho A., Zimmer R. What Teachers Want: School Factors Predicting Teachers’ Decisions to Work in Low-Performing Schools. American Educational Research Journal. – 2021. – № 58 (1). – P. 201–233. DOI: https://doi.org/10.3102/0002831220930199.
6. Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях. Книга для школьных администраторов и для тех, кто управляет школами на муниципальном и региональном уровнях / сост. М. А. Пинская и др. – М.: ИД НИУ ВШЭ, 2019. – 190 с.
7. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям. – URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/500/Metodica_500.pdf (дата обращения: 02.11.2023).
8. Золотарева А. В. Региональная концепция поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 5 (116). – С. 17–29.
9. Мамчур Ю. Ю. Эффективные механизмы неформального образования педагогов: проекты «мобильный педагог» и «базовая кафедра» Кгбу Дпо Акипкро // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сборник материалов V Всероссийской интернет-конференции с международным участием. – 2017. – С. 164–168.
10. Мамчур Ю. Ю. Компетентностная модель обучения в начальной школе в рамках реализации фгос // Образовательное пространство в контексте социокультурной среды: материалы XVI Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). – 2016. – С. 85–90.
11. Триллинг Б. и др. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха / Чарльз Фадель, Майя Белик, Берни Триллинг; пер. с англ. – М.: Издательская группа «Точка», 2018. – 240 с.
12. Ильясов Д. Ф., Кеспиков В. Н., Солодко-ва М. И., Данельченко Т. А. Разработка адресных программ поддержки школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты и находящихся в неблагоприятных социальных условиях // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2017. – № 10. – С. 252–260.
13. Бысик Н. В., Косарецкий С. Г., Пинская М. А. Проектирование модели профессионального развития педагогов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, работающих с учащимися с риском образовательной неуспешности: эмпирическая основа и ключевые составляющие // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23, № 5. – С. 87–101. DOI: 10.17759/pse.2018230509
14. Я – эффективный директор: как разработать и реализовать программу улучшения образовательных результатов учащихся школы: учебно-методическое пособие / сост. Н. В. Бысик и др. – М.: Университетская книга, 2018.
15. Felipe Barrera-Osorio, Sandra García, Catherine Rodríguez, Fabio Sánchez, Mateo Arbeláez. Concentrating efforts on low-performing schools: Impact estimates from a quasi-experimental design. Economics of Education Review. – 2018. – Vol. 66. – P. 73–91. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2018.07.001.