УДК: 
377.8
Леушканова Ольга Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, директор, Магнитогорский педагогический колледж, Leushkan62@mail.ru, Магнитогорск

Применение больших данных (Big Data) в непрерывном педагогическом образовании

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема применения больших данных в непрерывном педагогическом образовании в среде среднего профессионального образования, которое использует стремительно развивающиеся технологии. Цель данной статьи – исследование применения технологий больших данных в процессе непрерывного педагогического образования. Методы исследования включают теоретический анализ, тестирование профессиональных компетенций, сравнение, наблюдение, аналогии в условиях цифровой трансформации образовательного процесса. Систематический анализ содержит измерение, сбор, обработку и визуализацию масштабных объемов как структурированной, так и неструктурированной информации. Исследованы преимущества и проблемы технологий в условиях развития цифрового пространства образовательного процесса, которые являются ценным ресурсом для педагогов и обучающихся. В исследовании проанализирована реализация программы повышения квалификации «Большие данные в профессиональной деятельности педагога», где описаны совершенствование уровня теоретических знаний сотрудников, а также практических навыков и умений путем внедрения информационных технологий, диагностика профессиональных компетенций, апробация новых технологий в процессе реализации программы. Результаты, полученные при использовании технологий больших данных, позволяют педагогу глубже понимать образовательные потребности обучающихся, совершенствовать методы преподавания. Развитие и применение больших данных и ИИ в области образования требует технической прогрессивности, внимательного отношения к социальной ответственности педагога, этическим нормам, готовности к сотрудничеству с участниками образовательных отношений. Большие данные – мощный инструмент для улучшения качества образования, которого достигают при условии, что учтены соответствующие этические и правовые аспекты, способствующие устойчивому и благоприятному для всех прогрессу.
Ключевые слова: 
большие данные; непрерывное педагогическое образование; комплекс профессиональных компетенций; диагностика
Библиографический список: 

1. Корнев М. С. История понятия «большие данные» (Big data): словари, научная и деловая периодика // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». – 2018. – № 1. – С. 81–85. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-1-81-85
2. «Очень большие массивы данных, которые создаются людьми, использующими Интернет, и которые могут быть сохранены, поняты и использованы только с помощью специальных инструментов и методов» [Электронный ресурс]. – URL: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/big-data (дата обращения: 05.08.2024).
3. Lynch C. Big data: how do your data grow? // Nature. – 2008. – Vol. 455, № 7209. – P. 28–29.
4. Пастухова Е. В., Романова Ю. С. Искусственный интеллект: исследования в эпоху Вig data // Волновая электроника и инфокоммуникационные системы: сборник статей XXV Международной научной конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2022. – Ч. 3. – С. 81–85.
5. Даровская М. Онлайн-образование после 2020 года. Каким оно будет и почему это работает [Электронный ресурс] // Skillbox Media. – URL: https://skillbox.ru/media/business/onlayn_obrazovanie_posle_2020_goda_ka... budet_i_ pochemu_eto_rabotaet/ (дата обращения: 29.07.2024).
6. Утёмов В. В., Горев П. М. Развитие образовательных систем на основе технологии Big Data // Концепт. – 2018. – № 6. – С. 104–116.
7. Черняк Л. Большие Данные – новая теория и практика // Открытые системы. СУБД. – 2011. – № 10. – C. 18–25.
8. Леушканова О. Ю. Опыт повышения квалификации управленческих и педагогических кадров с использованием информационно-коммуникационных технологий // Педагогический профессионализм в современном образовании: сборник научных трудов XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 200-летию со дня рождения выдающегося российского педагога К. Д. Ушинского / под ред. Е. В. Андриенко, Л. П. Жуйковов. – Новосибирск, 2022. – С. 207–211.
9. Савченков А. В., Бечиев Ш. Ш. Концептуальные основы проблемы проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования // Инновационное развитие профессионального образования. – 2023. – № 4 (40). – С. 57–65.
10. Леманова П. В. Социальная политика в управлении развитием человеческого капитала. – М.: Экзамен, 2008. – 436 с.
11. Болдырева Л. И., Легостаева И. С. Применение больших данных в управлении образовательными программами // Образовательные технологии и общество. – 2019. – № 22 (1). – С. 88–95.
12. Сташкевич И. Р., Башарина О. В., Савельева С. В. Система непрерывного повышения квалификации работников ПОО Челябинской области в части освоения дистанционных образовательных технологий // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2020. – Т. 12, № 4. – С. 42–50.
13. Калинюк Ю. В., Смышляева Л. Г., Матвеев Д. М. Проектирование изменений в системе профессионального образования региона: кластерный подход // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 6 (40). – С. 84–94.
14. Корчемкина Ю. В., Уварина Н. В. Индивидуализация процесса формирования информационно-аналитических умений студентов в виртуальной образовательной среде вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2022. – Т. 14, № 4 (58). – С. 65–72.
15. Павлов В. Ю., Бобина О. Н., Вязгин А. Ю. Формирование профессиональных знаний у студентов педагогических вузов по подготовке квалифицированных гиревиков // Научно-педагогическое обозрение. – 2022. – № 4 (44). – С. 72–80.
16. Малахов В. В. Вig Data как средство повышения эффективности учебных занятий в контексте развития личностного потенциала обучающихся СПО // Научно-педагогическое обозрение. – 2022. – № 4 (44). – С. 72–80.
17. Сикулер Д. В. Ресурсы, предоставляющие данные для машинного обучения и проверки технологий искусственного интеллекта // Информационные и математические технологии в науке и управлении. – 2021. – № 2 (22). – С. 39–52.
18. Леушканова О. Ю. Исторические аспекты непрерывного педагогического образования // Наука и общество: проблемы современных исследований. ХIV Международная научно-практическая конференция: в 2 частях. – 2020. – С. 114–118.