УДК: 
37.013.46
Неценко Ольга Викторовна
Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, onecenko@yandex.ru, Воронеж

ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ (№5-2015)

Аннотация: 
Статья посвящена анализу категории «художественно-культурная среда». Автор подчеркивает необходимость взаимодействия различных гуманитарных наук для изучения отдельных аспектов среды. В статье обосновывается актуальность включения категории «художественно-культурная среда» в понятийный аппарат современной педагогики. Художественно-культурная среда понимается как разновидность социокультурной среды, охватывающая сферу художественной культуры и практической художественно-творческой деятельности человека. Автор подчеркивает родственность и своеобразие понятий «художественно-культурная среда», «социокультурная среда», «художественная культура», «артосфера». Художественно-культурная среда выполняет функции удовлетворения и формирования духовных потребностей личности, а также способствует воспроизводству культурного потенциала. Рассмотрены причины возрастания ее воспитательного потенциала в современных условиях. Автор делает вывод о том, что проблема влияния художественно-культурной среды на развивающуюся личность актуальна и недостаточно изучена в педагогике.
Ключевые слова: 
социокультурная среда, художественная культура, художественно-культурная среда, функции художественно-культурной среды.
Библиографический список: 

1. Богомолов О. Т. Экономика и общественная среда // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. Научные записки и очерки. – М.: Институт экономических стратегий, 2008. – С. 8–27.
2. Ежова Е. Ю. Развитие художественной культуры личности в поликультурном образовательном пространстве: автореф. дис. ... док. культурологии. – Саранск, 2011. – 41с. [Электронный ресурс]. – URL: http://disus.ru/r-kulturologiya/234592-1-razvitie-hudozhestvennoy-kultur... (дата обращения: 31.07.2015).
3. Ерасов Б. С. Социальная культурология. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 331 с.
4. Иванов А. В. Педагогика среды: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Московский гуманитарный педагогический институт, 2011. – 329 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://libed.ru/knigi-nauka/498379-1-ivanov-pedagogika-sredi-rekomendova... (дата обращения: 18.03.2015).
5. Иванов А. В. Социально-педагогическая поддержка в условиях культурной среды школы // Социальная педагогика: вызовы ХХI века: сб. материалов Международного Конгресса специалистов социальной сферы. 22–23 сентября 2011 года. – Тамбов: Издательскй дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. – С. 233–237.
6. Коган Л. Н. Художественная культура и художественное воспитание. – М.: Знание, 1979. – 63 с.
7. Лукин Ю. А. Художественная культура зрелого социализма. – М., 1977. – 271 с.
8. Михайлов Ф. Т. Самоопределение культуры. Философский поиск. – М.: Индрик, 2003. – 272 с.
9. Новые ценности образования: Культурная и мультикультурная среда школ. Вып. 4. – М.: ИННОВАТОР, 1996. – 183 с.
10. Подольская З. Художественно-культурная среда и духовные потребности личности // Культурная среда и духовное формирование личности. – Ташкент: изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1981. – С. 39–61.
11. Соловьева Н. В. Многомерность социокультурной среды как фактор становления специалиста // Многомерность социокультурной среды как фактор становления конкурентоспособного специалиста: материалы ХV юбилейн. Всерос. науч.-практ. конф. (Воронеж, 22 мая 2014 г.). – Воронеж: ВГПГК, 2014. – С. 8–16.
12. Суминова Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). – М.: Академический проект, 2006. – 480 с.
13. Турина Е. А. Среда культуры и искусства как фактор творческой социализации личности: дис. … канд. искусствов. наук. – Киев: Государственная академия руководящих кадров культуры и искусств, 2009. – 446 с.
14. Федорченко И. А. Формирование культурного поля младшего школьника на уроках литературного чтения при изучении басни // Сибирский педагогический журнал. –2015. – № 2. – С. 84–88.
15. Arts and Cultural Education at School in Europe. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency, 2009. – 106 р. [Электронный ресурс]. – URL: http://eacea.ec.europa.eu/Education/eurydice/documents/thematic_reports/... (дата обращения: 31.07.2015).
16. Denac O., Sicherl-Kafol B., Čagran B. Slovene teachers’ attitudes of arts and cultural education in рrimary school // Problems of education in the 21st century. – 2011. – Vol. 34. – Р. 24–33. [Электронный ресурс]. – URL: http://oaji.net/articles/2014/457-1406611845.pdf (дата обращения: 31.07.2015).
17. Richards Greg. Why cities need to be eventful. – 2010 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.academia.edu/1295507/Eventful_Cities_Cultural_Management_and_... (дата обращения: 31.07.2015).