УДК: 
37
Сытина Надежда Степановна
Кандидат педагогических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой педагогики, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, nadin541@rambler.ru, Уфа
Манько Наталия Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, dtvmanko55@mail.ru, Уфа

БИНАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МАКРО- И МИКРОНАВИГАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗА (№5-2015)

Аннотация: 
Применительно к инклюзивному образованию рассматривается новый дидактический подход к организации бинарной макро- и микронавигации в содержании образования в субъектно-деятельностной логике развития педагога. В основу двухуровневой дидактической навигации положен метод логико-смыслового моделирования знаний, который представлен на естественном языке. Рассматривается многомерное пространство траектории усвоения содержания образования, образованное двумя ортогональными измерениями: укрупненными компонентами содержания образования и уровнями его усвоения. Приведен сценарий укрупненного проектирования когнитивной навигации: определение критериев усвоения содержания обучения, построение педагогической деятельности в зависимости от выбранной навигации студента, прогнозирование позитивных изменений деятельности преподавателя, разработка альтернативных коррекционных и разъяснительных материалов.
Ключевые слова: 
инклюзивное образование, профессиональная подготовка, макронавигация, микронавигация, индивидуальная образовательная траектория, когнитивная визуализация, логико-смысловое моделирование.
Библиографический список: 

1. АсадуллинР. М. Подготовка учителя: технологическая модернизация // Педагогический журнал Башкортостана. – 2012. – №2 (39). – С. 5–8.
2. Асадуллин Р.М., Сытина Н.С., Штейнберг В.Э., Манько Н. Н., Бахтиярова В. Ф. Технология макро-и микронавигации в содержании образования//Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Вып 7. – Екатеринбург: ООО «УИПЦ», 2013. – С. 33–43.
3. Манько Н.Н. Дидактический потенциал проективной визуализации – ресурс образования // Materialy VIII mezinarodnivedecko-praktickakonference «Dnyvedy– 2012». – Dil 32. Pedagogika. –Praha: Publishing House «Education and Science», 2012. – Р. 112.
4. Манько Н.Н. Эволюциядидактическогопринципанаглядности: проективнаявизуализацияпедагогических объектов: монография /под ред. Е.Н. Дементьевой. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – 220 с.
5. Манько Н.Н. Проективная визуализация дидактических объектов – детерминант развития обучающегося // Образование и наука. – 2013. – № 6 (65). – С. 90–105.
6. Сытина Н.С. Навигатор образовательного процесса как средство создания ИОТ студента (на английском языке) // Академическая мобильность: проблемы и перспективы развития: материалы Международной конференции 17–18 мая 2011 г. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. – С.123–130.
7. СытинаН.С. Формирование индивидуальной образовательной траектории студента как условие профессионального развития будущего педагога // Педагогический журнал Башкортостана. – 2012. – №3(40). – С. 67–71.
8. ШтейнбергВ. Э., МанькоН. Н. Реализация современных педагогических технологий в образовательной практике // Педагогика: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – С. 301–316.
9. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Системные аспекты инструментальной дидактики как новой образовательной технологии // Сибирский педагогический журнал – 2007. – № 1. – С. 60–67.
10. CardS.К.,Mackinlay J.D., Shneiderman B. Readings in information visualization: using vision to think. MorganKaufman. (1999), [Электронный ресурс] –URL: http://files.meetup.com/11057822/dfg-march-2014-infovis-craig-anslow.pdf(дата обращения: 06.06.2015).