УДК: 
159.922
Калинина Наталья Валентиновна
Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики, Ульяновский государственный университет, psykaf@ulsu.ru, Ульяновск
Калинин Игорь Викторович
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Ульяновский государственный университет, psykaf@ulsu.ru, Ульяновск

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ СТРАТЕГИЯМИ АДАПТАЦИИ К ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (№5-2015)

Аннотация: 
Адаптация школьников к инклюзивной образовательной среде рассмотрена в контексте преодоления трудных ситуаций. Изучены стратегии адаптации и личностные особенности подростковс ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их условно здоровых сверстников. Показано, что в процессе адаптации здоровые подростки задействуют стратегии активного преодоления, в то время как основной адаптационной стратегией подростков с ОВЗ является стратегия поиска социальной поддержки. У школьников с проблемами адаптации преобладает стратегия избегания. Подростки с ОВЗ с конструктивными стратегиями адаптации ориентированы на принятие социальных норм, их конструктивность достигается за счет значительного внутреннего напряжения. Условно здоровые подростки с конструктивными стратегиями адаптации отличаются легкостью в общении, склонностью к сотрудничеству, социально смелы, предпочитают групповые действия, склонны принимать собственные решения.
Ключевые слова: 
инклюзивная образовательная среда, трудные ситуации, стратегии адаптации, личностные особенности, подростки с ОВЗ.
Библиографический список: 

1. Григорьева М.В.Психологическая структура и динамика взаимодействия образовательной среды и ученика в процессе школьной адаптации// Психология обучения.– 2010. – № 6. – С. 33–42.
2. Калинина Н.В.Особенности адаптационных взаимодействий учащихся с инклюзивной образовательной средой [Электронный ресурс]// Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9, ч. 9. – C. 2082–2086–URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004462 (дата обращения: 25.09.2015).
3. Калинина Н.В. Социально-психологические трудности адаптации школьников в инклюзивной образовательной среде // Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования, психология развития». – 2014. – Т. 3. – Выпуск 4 (12). – С 355–358.
4. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. – 368 с.
5. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и методология образования [Электронный ресурс].–URL: http://www.psyhoinfo.ru/opredelenie-harakteristik-socialnoy-adaptacii(дата обращения: 25.09.2015).
6. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. –СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.– 479 с.