УДК: 
378+37.0
Малкова Ирина Юрьевна
Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления образованием, Томский государственный университет, malkovoi@yandex.ua, Томск
Цигулева Олеся Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры перевода и переводоведения, Новосибирский государственный педагогический университет, oltsiguleva@yandex.ru, Новосибирск

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВНИЕ И ЧЕЛОВЕСКИЙ КАПИТАЛ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ (№5-2015)

Аннотация: 
Данная статья посвящена роли высшего образования в формировании человеческого капитала. Автор приводит сравнительный контекст роли образования в формировании человеческого капитала в России и за рубежом. Исследуя данную проблему, автор отмечает, что актуальность образования в развитии человеческого потенциала подтверждается тем фактом, что в настоящее время именно этот компонент считается одним из самых прибыльных видов инвестиций. Именно инвестиции в образование и науку обеспечили в прошлом опережающее развитие Европы и Северной Америки в сравнении с другими странами. Сегодня вложение в человеческий капитал по оценкам большинства экспертов развитых стран гораздо эффективнее, чем инвестиции в основные фонды. Автор подчеркивает в статье, что в отличие от России формирование и развитие человеческого капитала в странах Европы, особенно на базовом уровне, осуществляется на национальным уровне, учитывая особенности страны. Доля расходов на образование в ВВП выше среднего по ЕС (4,9%), особенно в странах Восточной и Центральной Европы.
Ключевые слова: 
высшее образование, человеческий капитал, человеческий потенциал, обучение на протяжении всей жизни, третичное образование, модернизация экономики, высококвалифицированные кадры.
Библиографический список: 

1.Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. –672 c.
2.Викторова Е. В. Высшее образование и человеческий капитал в инновационной экономике// Инновации. – 2011. – № 6 (152). – С. 100–107.
3.Горн А. П., Немченко О. И. Развитие человеческого потенциала Красноярского края // Вестник Тюменского государственного университета. –2012. – № 11. Серия «Экономика». – С. 69–78.
4. Гурбан И. А. Состояние образовательного капитала регионов России: анализ, проблемы, пути их решения // Вестник УрФУ. – 2012. – № 6. – С. 116–127.
5.Дели А. Человеческий капитал// Управление человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2002.– С. 110–118.
6. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. – М.: Наука, 1999. – 312 с.
7.Зорина Е.С.Человеческий капитал – фактор экономического роста [Электронный ресурс]. – URL:http://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-faktor-ekonomich...(дата обращения: 25.09.2015).
8. Зубков В. Г.Инновационные образовательные технологии – средство повышения качества человеческого капитала // Человеческий капитал. – 2012. – № 1. – С. 81–84.
9. Каражакова Д. А. Человеческий капитал и его роль в формировании инновационной экономики: автореф.дис. …канд. экон. наук. – СПб., 2007. –18 с.
10.Клинова М. В. Человеческий капитал в Европейском Союзе: государственный и наднациональный контексты // Вопросы экономики. –2012. – № 8. – С. 80–97.
11.Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе.– Париж: ЮНЕСКО, 1997. –870 с.
12.Корчагин Ю. А.Эффективность и качество национальных человеческих капиталов стран мира [Электронный ресурс] // ЦИРЭ. – URL: http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=38&page=1 (дата обращения: 07.08.2015).
13.Лоскутова И. М. и др. Особенности накопления человеческого капитала (образовательный аспект) // Экономика образования. – 2012. – № 6 (73). – С. 19–29.
14.Результаты исследования Мирового банка[Электронный ресурс] // HumanDevelopmentReport, 1996. – NewYork, 1996. – URL: http://www.worldbank.org(дата обращения: 15.06.2015).
15. Статистика Российского образования. Дополнительная статистика (социально-экономические показатели)[Электронный ресурс].– URL:http://stat.edu.ru/stat/dop_stat.shtml (дата обращения: 25.07.2015).
16.Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020»[Электронный ресурс]. – URL:http://www/www/economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc201... (дата обращения: 13.06.2015).
17. Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [Электронный ресурс]. – URL:http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1610833 (дата обращения: 16.08.2015).
18.Цигулева О. В.Роль образования в формировании человеческого капитала на современном этапе// Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 2.– С. 19–23.
19.Шилькова В. В. и др. Образовательные инновации в контексте формирования человеческого капитала // Экономика образования. – 2014. – № 2 (81). – С. 10–19.
20. AngresonoG., Gregory P., Stuart R.Comparative economic systems. – USA:W. «N. S.», 2002.– 980 p.
21.European Commission (2010a). Europe 2020: A European Strategy for Smart, Sustainable and Inclusive Growth[Электронныйресурс]. – URL: unito.it›…14-07-2014/europe2020…commission. (датаобращения: 15.08.2015).
22. International Human Development Indicators / UNDP. [Электронныйресурс]. – URL: http://hdrstats.undp.org/en/tables/(датаобращения: 15.08.2015)
23. Hatcher R., Leblond D. Education Action Zones and Zones d’EducationPrioritaires // Keele Paper. June 27–29. [Электронныйресурс]. – URL: http://www2.cytanet.com.cy/fanerom-dim/zep/EAZ_and_ZEP_a_comparison.pdf. (датаобращения: 13.08.2015).
24. Knowledge, Networks and Nations: Global scientific collaboration in the 21st century. – The Royal Society, 2011. – 114p.
25. UNESCO Institute for Statistics [Электронныйресурс]. – URL: http://www.uis.unesco.org/culture/Documents/framework-cultural-statistic... (датаобращения: 25.09.2015).