УДК: 
159.9
Хазова Светлана Абдурахмановна
Доктор психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова, hazova_svetlana@mail.ru, Кострома

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СУБЪЕКТА (№5-2015)

Аннотация: 
В статье обсуждается проблема экологически валидных методов исследования ресурсов субъекта, в том числе ментальных, возникновение которых связывается с процессами концептуализации опыта. Это дает основание утверждать, что характеристики и объекты внутренней и внешней среды играют ресурсную роль только тогда, когда им приписаны личностная значимость и ценность по отношению к достижению позитивных для субъекта результатов. Анализируются существующие методики изучения ресурсов, рассматриваются преимущества и ограничения диспозиционного и типологического подходов. Предлагается для изучения ментальных ресурсов использовать качественные методы, в частности феноменологическое интервью, анализ образных и вербальных метафор. Обсуждаются результаты исследования ментальных ресурсов студентов (n = 42). Показано, что используемые методы позволили: 1) акцентировать специфику понимания конструкта «ресурс» как источника сил и возможностей человека; 2) выделить критерии когнитивной оценки ситуаций; 3) описать ситуации, которые требуют мобилизации ресурсов; 4) описать группы ментальных ресурсов (интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые, мотивационные).
Ключевые слова: 
ментальные ресурсы, качественные методы, когнитивные критерии оценки ситуаций, интеллектуальные, эмоционально-волевые, мотивационные, коммуникативные ресурсы.
Библиографический список: 

1. Бочавер А. А. Метафора как способ внутренней репрезентации жизненного пути личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 26 с.
2. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М., 2005. – 50 с.
3. Петрова Е. А., Хазова С. А. Ресурсы личности: проблемы и перспективы исследования // Журнал практического психолога. – 2010. – № 2. – С. 86–103.
4. Улановский А. М. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. – М.: Смысл, 2012. – 255 с.
5. Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта: феноменология и динамика. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – 386 с.
6. Харламенкова Н. Е. Case stydy как метод исследования личности // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – С. 747–752.
7. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 288 с.
8. Юревич А. В. Методология и социология психологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 272 с.
9. Hobfoll S. E. Stress, culture, and community: The psychology and philosophy of stress // New York: Plenum, 1998. – 187 p.
10. Seligman M. E. P. Positive Psychology: an introduction // American Psychologist. – 2000. – Vol. 55. – № 1. – P. 5–14.
11. Matheny K. B., Aycock D. W., Curlette W. L., Junker G. N. The Coping Resourses Inventory for Stress: A measure of perceived resoursefulness // Journal of Clinical Psychology. – 2003. – Vol. 59 (12). – Р. 777.
12. Moos R. H. Development and application of new measures of life stressors, social resources, and coping responses // European Journal of Psychological Assessment. – 1995. – Vol. 11. – Р. 1–13.
13. Qualitatative resarch in psychology: expanding perspectives in methodology and design // A. P. Giorgi, B. M. Giorgi, P. M. Camic, J. E. Rhodes, L. Yardley (Eds.). – Washington: American Psychological Association, 2003. – 315 р.
14. Werner E. E., Smith R. S. Overcoming to the odds: High risk children from birth to adulthood. – N. Y.: Cornell university Press, 1992. – Р. 12–23.