Агавелян Рубен Оганесович
Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университета, ruben_h_ag@mail.ru, Новосибирск
Пискун Ольга Юрьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, o-piskun@yandex.ru, Новосибирск
Чеснокова Галина Сергеевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, g.сhesnokova2@gmail.com, Новосибирск
Воспитание культуры творческой самоактуализации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательном пространстве педагогического университета
Аннотация:
Воспитание культуры межличностных отношений является важной задачей формирования мировоззрения в студенческой среде, особенно это касается студентов педагогического вуза, получающих образование для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, будущих дефектологов и студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В опоре на пятиступенчатую структуру психологической сущности воспитания, в которой к традиционным знаниям, умениям и навыкам добавляется отношение и творчество, мы, моделируя образовательную среду, придерживаемся данной последовательности в формировании у будущих педагогов адекватных отношений к себе и окружающим. Ориентируясь на идеи В. А. Сухомлинского о переживании детства и следуя культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, конструируем дизайн модели. Метод моделирования позволяет учесть скрытые факторы и определить наиболее разветвленные алгоритмы и последовательность, обоснованно учитывая причинно-следственные связи. Все это способствует созданию условий для творческой самоактуализации всех участников в процессе организованной учебной деятельности в специально созданных условиях и представляет собой базу для ее развития. Традиционный эвристический проект «День дефектологии» стал ориентиром, позволяющим соотнести потребности участников в самоактуализации и самореализации различными средствами, от художественного до научного творчества.
Целью нашего исследования является теоретическое осмысление и формирование новой методологии, включающей метауровни как условия непрерывной воспитывающей совместной деятельности, в которую наряду с нормотипичными участниками инклюзивно включаются и студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Для них воспитание является образовательным приоритетом. Мы придерживаемся мнения К. Д. Ушинского, что в обсуждаемой модели в приоритете находится «воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями». Этот посыл имеет существенное методологическое значение и требует обстоятельного обоснования с позиций доказательной педагогики и психологии. Можно сказать, что на смену парадигме воспитывающего обучения в специально смоделированных, воспитывающих культуру взаимодействия средах приходит «обучающее воспитание».
Методология исследования продолжает теоретические конструкты педагогов-гуманистов (Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский); психологические детерминанты становления целостной личности (А. Маслоу, К. Роджерс); системный подход в психологии (Б. Ф. Ломов); концепции современного человекознания (Б. Г. Ананьев).
Результаты исследования. Стремление будущих специалистов к развитию по пути к творческой самоактуализации становится индикатором их профессионального благополучия. Наблюдаемые изменения имеют накопительный эффект и проявляются по принципу концентра, формируя все новые и новые наслоения культуры профессионального саморазвития и самопрезентации. В основе описываемой модели лежит зародившийся более двадцати лет назад «День дефектологии», который из частной студенческой инициативы превратился в международный проект, события которого описываются в рамках научного обобщения в одноименном журнале.
В заключении на основании теоретико-методологического анализа сущности образовательного события предложена сетевая многоступенчатая воспитательная модель развития творческой самоактуализации личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на разных уровнях образования в условиях специально организованных мероприятий.
Ключевые слова:
творческая самоактуализация; специально организованные мероприятия; метод моделирования; студенты с ограниченными возможностями и инвалидностью; воспитание; третья миссия университета
Библиографический список:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Эксмо, 2024. – 544 с.
2. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
3. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990. – 304 с.
4. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. – СПб.: Издательство «Лань», 2013. – 53 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/30549
5. Маслоу А., Мэй Р., Оллпорт Г., Роджерс К. Экзистенциальная психология. – М.: Институт общегуманитарных исследований, Инициатива, 2005. – 160 с.
6. Омельченко Е. А., Чеснокова Г. С., Агавелян Р. О. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8, № 1. – С. 7–22.
7. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – СПб.: Издательство «Лань», 2013. – Том I. – 371 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/30545
8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1980. – 288 с.
9. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 423 с.
10. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. – Екатеринбург, 1993. – Т. 3. – 140 с.
11. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С. 31–45.
12. Пискун О. Ю., Волошина Т. В., Агавелян Р. О. День дефектологии: культурно-исторический контекст психолого-педагогического содержания эмоционально-волевого развития личности // Традиционный эвристический проект «День дефектологии» 15 лет: эмоционально-волевое развитие и творческая самоактуализация личности (независимо от возраста и наличия/отсутствия нарушений): сборник статей. – Новосибирск: НГПУ, 2018. – С. 5–24.
13. Пискун О. Ю., Баскина И. С., Петроченко В. А., Штатных Е. Д., Агавелян Р. О. Билингвистическое пространство образования как ресурс развития творческих способностей и социально-психологической адаптации детей с нарушением слуха // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 2. – С. 172–196.
14. Абрамова В. В. Воспитательная компетентность будущего педагога: вопросы терминологии // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы VII Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. – С. 11–13.