УДК: 
378.141.4
Елькина Ольга Юрьевна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт, Кемеровский государственный университет, olgelkina@yandex.ru, Новокузнецк
Лозован Любовь Ярославовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, декан факультета психологии и педагогики, Кузбасский гуманитарно-педагогический институт, Кемеровский государственный университет, lozowan@yandex.ru, Новокузнецк

Управленческие механизмы реализации преемственности в подготовке будущих учителей начальных классов в системе «колледж – университет»

Аннотация: 
В статье представлен анализ проблемы преемственности и собственного управленческого и педагогического опыта ее реализации в подготовке будущих учителей начальных классов в системе «колледж – университет». Цель статьи заключается в анализе возможностей и управленческих механизмов реализации преемственности в подготовке будущих учителей начальных классов в системе «колледж – университет» на примере опыта факультета психологии и педагогики Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета. Методологическим основанием исследования являются педагогические принципы преемственности в образовании и непрерывности образования. На основе метода стратегического планирования SWOT-анализ проведена оценка готовности образовательной организации высшего образования к реализации преемственности в системе «педагогический колледж – университет». Выделены имеющиеся для этого процесса сильные стороны университета и объективные возможности, проанализированы слабые стороны и внешние угрозы. Рассмотрены управленческие механизмы реализации принципа преемственности на двух уровнях профессионального образования. В заключении делается вывод о том, что реализация преемственности в подготовке будущих учителей в системе «колледж – университет» предполагает применение управленческих механизмов, представляющих собой последовательность организационных и методических действий. При этом развитие процесса обучения на этапе освоения программы высшего образования осуществляется в диалектической связи с предыдущим уровнем образования и одновременно в соответствии с актуальными целями, задачами, требованиями к подготовке современного педагога начальной школы и условиями.
Ключевые слова: 
преемственность; высшее педагогическое образование; среднее профессиональное образование; подготовка будущего учителя; управленческие механизмы
Библиографический список: 

1. Дроботенко Ю. Б. Аспектный анализ понятия профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Russian Journal of Education and Psychology. – 2015. – № 12 (56). – С. 53–72.
2. Самохина В. М. Технологии реализации преемственности в системе СПО-ВУЗ // Молодой ученый. – 2016. – № 24. – С. 511–512.
3. Rosen Seymour M. Education and Modernization in the U.S.S.R., Reading, Mass, 1971. – URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED196124.pdf (дата обращения: 14.09.2024).
4. Гнатышина Е. А., Савченков А. В., Евплова Е. В. Реализация принципа преемственности в условиях сетевого взаимодействия организаций среднего профессионального и высшего образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 141–146.
5. Савченков А. В. Преемственность ссуза и вуза как форма интеграции в образовании // Научный журнал «Азимут научных исследований: педагогика и психология». – 2016. – Т. 5, № 3 (16). – С. 146–150.
6. Легенчук Д. В. Преемственность содержания среднего и высшего профессионального образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 7. – С. 96–104.
7. Полякова Я. В., Балко Е. В. Проблема преемственности образовательных стандартов в системе среднего и высшего профессионального педагогического образования // Вестник Донецкого педагогического института. – 2018. – № 2. – С. 44–55.
8. Гучапшева И. Р., Кумахова Д. Б. Возможности реализации преемственности профессионального обучения в колледже и вузе // Человеческий капитал. – 2018. – № 12 (120). – С. 55–62.
9. Кузнецова И. В. Преемственность общих компетенций ФГОС СПО и универсальных компетенций ФГОС ВО // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 5. – С. 167–175.
10. Буяковская И. А., Позднякова Е. В. Профессиональные стандарты при разработке основных профессиональных образовательных программ высшего образования: проблемы современного педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55–8. – С. 93–105.
11. Кельчевская Н. Р., Ширинкина Е. В. Интеграция образовательных и профессиональных стандартов в условиях реформирования: проблемы и пути решения // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – Т. 2, № 1. – С. 16–25.
12. Александрова И. А. Преемственность между колледжем и вузом в подготовке педагогических кадров // Электронный журнал «Профессионал». – 2023. – № 9. – URL: https://profess.ngknn.ru/преемственность-между-колледжем-и-ву/ (дата обращения: 05.10.2024).
13. Бордовский Г. А. Педагогическое образование в системе педагогических кадров России конца XX – начала XXI века // Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 8 / Десятилетие Северо-Западного отделения РАО. Результаты работы и перспективы развития. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2003. – С. 108–126.
14. Быкасова Л. В. Преемственность в современном педагогическом образовании // Педагогика вчера, сегодня, завтра. – 2018. – Т. 1, № 1. – С. 12–23.
15. Есаулова М. Б. Преемственность в профессиональном педагогическом образовании: современная интерпретация и научно-практическое обеспечение: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2005. – 37 с.
16. Дегтяренко В. А. Научно-методические основы реализации ускоренного обучения специалистов среднего звена по программам бакалавриата // Амурский научный вестник. – 2021. – № 2. – С. 14–22.
17. Елькина О. Ю., Лозован Л. Я. Организационные условия «бесшовного перехода» к профессиональной подготовке в университете выпускников педагогических колледжей // Международная научно-практическая конференция «Развитие производительных сил Кузбасса: история, современный опыт, стратегия будущего»: в 4 т. – М.: Российская академия наук, 2024. – Т. 3. – С. 196–202.
18. Сиренко Ю. С. Внедрение «Ядра высшего педагогического образования» в перспективах управления, преподавания и методической работы // Наука и школа. – 2022. – № 4. – С. 45–50.
19. Трубина Л. А., Ерохина Е. Л. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» // Наука и школа. – 2022. – № 4. – С. 35–44.
20. Сергеева С. В., Воскрекасенко О. А. Формирование готовности педагога высшей школы к педагогическому сопровождению адаптации обучающихся // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 1. – С. 65–70.