Стрельников Павел Алексеевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Кузбасский государственный технический университет, strelnikovpa@kuzstu.ru, Кемерово
Горбачева-Стрельникова Марина Михайловна
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Кузбасский государственный технический университет, mmg.iya@kuzstu.ru, Кемерово
Аннотация:
Актуальность работы обусловлена выводами об отсутствии четкого и общепринятого определения понятия «интеграция» применительно к образовательной сфере. Новизна исследования обусловлена тем, что интеграционные образовательные процессы описаны в терминах компетентностно-ориентированной подготовки. В работе обоснованы теоретические основы образовательной интеграции, дано определение феномену интегративной компетенции, описана ее структура. Авторами проанализированы движущая сила, содержание и сущность интеграционных процессов в образовании. Приведены закономерности интеграционных процессов: взаимообусловленность процессов интеграции и дезинтеграции, органическое единство целого и его частей, неразрывная связь процесса и результата. Выделены этапы образовательной деятельности, направленной на интеграцию компетенций, приобретаемых обучающимися, схематично представлен механизм интеграции таких компетенций в образовательном процессе. На основе теоретического исследования выделены направления педагогической деятельности, способствующие эффективности интеграции компетенций в процессе профессиональной подготовки.
Цель статьи. Цель работы – теоретическое обоснование и проведение эксперимента по формированию сложных интегративных компетенций студентов вуза.
Методология и методы исследования. Описанные теоретические основы формирования интегративных компетенций студентов позволили выделить направления педагогической деятельности, способствующие приобретению обучающимися сложных интегративных компетенций: разработка функционально-структурных модулей интегративной подготовки студентов; координирование методического взаимодействия преподавателей гуманитарного и профессионального учебных циклов вуза, оценка результативности исследуемого процесса. Для проверки гипотезы студентам был предложен курс профессиональной коммуникативной подготовки, в котором были интегрированы элементы таких дисциплин, как «Иностранный язык», «Основы управления профессиональной деятельностью» и «Теоретические основы электротехники». Авторами были использованы методы статистической обработки, позволяющие судить об объективности полученных данных. Владение студентами интегративными компетенциями, выступающими в роли показателей эффективности подготовки, оценивалось до и после прохождения обучающимися разработанного курса, а также в контрольной группе.
Результаты исследования. На контрольном этапе эксперимента для математической обработки результатов использовали критерий Фишера. Результаты эксперимента подтвердили гипотезу, выдвинутую авторами.
Заключение. На основе полученных результатов сделан вывод о том, что тема образовательной интеграции является перспективной с точки зрения обеспечения эффективности профессиональной подготовки и требует дальнейшей разработки в рамках профессионального образования.
Ключевые слова:
интегративная компетенция; компетентностный подход; высшее образование; профессиональная подготовка; критерий Фишера; образовательная интеграция
Библиографический список:
1. Ахлибинский Б. А. Категориальный аспект понятия интеграции науки // Вопросы философии. – 1981. – № 3. – С. 50–57.
2. Lukas Zenk, Attila Pausits, Barbara Brenner, David Campbell. Meta-competences in complex environments: An interdisciplinary perspective [Электронный ресурс] // Thinking Skills and Creativity. – 2024. – Vol. 53. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1871187124000531?via%.... (дата обращения: 30.10.2024).
3. Шепель О. М. Естествознание постнеклассической науки // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – № 5 (49). – С. 227–231.
4. Стрельников П. А. Сущность и содержание интеграционных образовательных процессов // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. – № 3. – С. 169–175.
5. Пузанкова Е. Н. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики // Образование и общество. – 2009. – № 1. – С. 9–14.
6. Зеер Э. Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. – 2007. – № 11. – С. 39–46.
7. Боярский Е. А. Обобщенные компетенции выпускников // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 6. – С. 84–86.
8. Хуторской А. Н. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. – М.: Школа-Пресс, 2003. – 220 c.
9. Тормасин С. И. Интеграция компетенций в условиях цифровизации образования // Continuum. Математика. Информатика. Образование. – 2020. – № 1 (17). – С. 36–43.
10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2000. – № 5. – С. 34–43.
11. Стрельников П. А. Интегративные компетенции как основа будущей профессиональной деятельности выпускника вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2023. – № 4 (52). – С. 29–34.
12. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.
13. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
14. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Академия, 2004. – 318 с.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
16. Эльконин Д. Б. Психология обучения. – М.: Знание, 1974. – 63 с.
17. Зникина Л. С., Горбачева М. М. Принципы развития самообразовательной деятельности студентов // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 54–58. – С. 202–208.
18. Стрельников П. А., Горбачева М. М. Системный анализ организационно-методического взаимодействия подразделений вуза в процессе формирования интегративных компетенций студентов // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-1. – С. 280–284.
19. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2000. – 349 с.
20. Вешнева И. В. Математические модели в системе управления качеством высшего образования с использованием методов нечеткой логики. – Саратов: Саратовский источник, 2010. – 187 с.