УДК: 
159.923+376
Пискун Ольга Юрьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, o-piskun@yandex.ru, Новосибирск
Агавелян Рубен Оганесович
Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университета, ruben_h_ag@mail.ru, Новосибирск
Акиншин Владимир Александрович
старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, generiu@gmail.com, Новосибирск

Фасилитация творческой самоактуализации личности с ограниченными возможностями и инвалидностью в процессе профессионального и жизненного самоопределения в условиях специально организованных мероприятий

Аннотация: 
Фасилитация творческой самоактуализации личности с ограниченными возможностями и инвалидностью стоит во главе угла условий, способствующих органичному включению в общество людей с особыми образовательными потребностями. В вузе этот процесс определяет необходимость присутствия академического ментора с функцией фасилитации и развитой системой кросс-уровневых связей между всеми элементами специального и инклюзивного образования в контексте многоуровневой модели развития и воспитания личности через средовое взаимодействие. Целью нашего исследования является теоретико-методологическое обоснование процесса творческой самореализации личности с ограниченными возможностями и инвалидностью. Моделирование средовых характеристик, обоснование сетевого сотрудничества в интересах самореализующейся личности. Методология исследования опирается на теоретические конструкты культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский); холистического подхода в психологии (А. Маслоу); гуманистической психологии (К. Роджерс). Результаты исследования представляют научное обобщение эмпирического опыта и результатов, полученных в ходе лонгитюденальных процедур, имеющих продолжительность более двадцати лет. В специальной психологии существует традиция долгосрочных, скрупулезных исследований в области знания о человеке с особыми образовательными потребностями и инвалидностью. В ходе анализа мы придерживаемся целостного представления о человеке – «единый человек в целостном мире». В заключении на основании теоретического моделирования и лонгитюденального эксперимента продолжительностью в двадцать лет предложена комплексная психолого-педагогическая модель сопровождения на различных ступенях по пути самоактуализации на каждой из них, которая базируется на самореализации через творческую самоактуализацию в пространстве ассистивных решений, направленных на объединение усилий и своеобразный «холистический экуменизм» как прогнозируемое пространство развития личности в специальном инклюзивном образовании.
Ключевые слова: 
фасилитация; творческая самоактуализация; самореализация; особые образовательные потребности; инвалидность; профессиональное и жизненное самоопределение; специально организованные мероприятия
Библиографический список: 

1. Выготский Л. С. Мышление и речь – М.: Эксмо, 2024. – 544 с.
2. Маслоу А., Мэй Р., Оллпорт Г., Роджерс К. Экзистенциальная психология. – М.: Институт общегуманитарных исследований, Инициатива, 2005. – 160 с.
3. Леонтьев Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. – 1987. – № 3. – С. 150–158.
4. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: ЗАО изд-во Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 1999. – 592 с.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
6. Пискун О. Ю., Волошина Т. В., Агавелян Р. О. День дефектологии: культурно-исторический контекст психолого-педагогического содержания эмоционально-волевого развития личности // Традиционный эвристический проект «День дефектологии»: 15 лет: эмоционально-волевое развитие и творческая самоактуализация личности (независимо от возраста и наличия / отсутствия нарушений): сборник статей. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. – С. 5–24.
7. Пискун О. Ю., Карман И. М. Развитие мотивации к значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения в схемах и таблицах: методические рекомендации. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. – 36 с.
8. Экология детства особого ребенка: материалы Международного XVI традиционного эвристического проекта «День дефектологии» в рамках дней науки ФГБОУ ВО «НГПУ»: научное электронное пособие / сост.: О. Ю. Пискун, Д. А. Гасенко, В. А. Акиншин, И. М. Карман. – Новосибирск: НГПУ, 2019. – URL: http://ebook.nspu.ru/Den_defektolog_Piskun_2019/index.html (дата обращения: 29.09.2024)
9. Высоцкайте А. Д., Пискун О. Ю. Практическое руководство по созданию дидактических игр как средства развития социальной адаптации детей старшего возраста с нарушениями слуха и зрения. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – 90 с.
10. XIX Международный традиционный эвристический проект «День дефектологии. Наука и образование в судьбе особого ребёнка», посвященный 215-летию с начала практики обучения глухих детей, 225-летию РГПУ им. А. И. Герцена, 150-летию МПГУ. – Новосибирск: НГПУ, 2019. – URL: http://ebook.nspu.ru/Den_defektol_Piskun_2022/index.html (дата обращения: 01.10.2024).
11. Акиншин В. А., Гасенко Д. А., Карман И. М. О положении выпускников педагогического вуза с инвалидностью на рынке труда // День дефектологии. – 2022. – № 1. – С. 26–32.
12. Алсуфьева А. Т., Пискун О. Ю. Психолого-педагогические условия организации инклюзивных форм работы в пространстве дополнительного образования // День дефектологии. – 2022. – № 1. – С. 33–36.
13. Пискун О. Ю., Баскина И. С., Петрочен-ко В. А., Штатных Е. Д., Агавелян Р. О. Билингвистическое пространство образования как ресурс развития творческих способностей и социально-психологической адаптации детей с нарушением слуха // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 2. – С. 172–196.
14. Гасенко Д. А., Карман И. М., Акиншин В. А. Развитие субъектности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в педагогическом университете // День дефектологии. – 2024. – № 1. – С. 34–40.
15. Игнатенко О. Е., Марущак Е. Б., Гасен-ко Д. А. Акиншин В. А. Ранняя помощь детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и их семьям в организациях социальной сферы (региональный опыт): учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – 186 с.
16. Allport G. W. The person in psychology: Selectedessays. – Boston: Beacon Press, 1968. – P. 15.