УДК: 
378.14
Тюрина Надия Шамильевна
Кандидат педагогических наук, доцент института психологии и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет, TjurinaNSH@mgpu.ru, Москва
Ушакова Елена Викторовна
Кандидат психологических наук, директор института психологии и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет, Ushakova@mgpu.ru, Москва
Филатова Ирина Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент института психологии и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет, FilatovaI@mgpu.ru, Москва

Анализ социального запроса на формирование компетенций коммуникативной направленности у будущих учителей-логопедов

Аннотация: 
Независимая оценка качества подготовки специалистов сегодня признается актуальной проблемой профессионального образования. Вопрос независимой оценки компетенций будущих педагогов, в том числе через систему сертификации, активно разрабатывается в последнее десятилетие, однако вопрос независимой оценки будущих учителей-логопедов на основе сертификационных процедур разработан пока недостаточно. В статье проведен анализ существующих в педагогической теории и практике подходов к изучению феномена независимой оценки, выявлены ключевые ее параметры, которые необходимо учитывать при разработке процедуры сертификации будущих учителей-логопедов. Одним из значимых факторов организации такой процедуры исследователи называют привлечение на этапах проектирования заинтересованных социальных партнеров. Цель статьи. Цель статьи состоит в определении приоритетных критериев независимой сертификации будущих учителей-логопедов на основании анализа результатов исследования социального запроса на формирование компетенций коммуникативной направленности у представителей этой профессии. Методология и методы исследования. Методологическим основанием проведенного исследования послужили системный и компетентностный подходы, позволяющие выявить характеристики профессиональных компетенций коммуникативной направленности учителя-логопеда. В исследовании применялись методы анализа, анкетирования и интерпретации экспериментальных данных. Результаты исследования. Авторы статьи представляют результаты анализа запроса работодателей, родителей и учителей-логопедов на формирование приоритетных профессиональных компетенций коммуникативной направленности у будущих выпускников логопедических профилей подготовки. Заключение. В заключении формулируются выводы о различиях в приоритетах оцениваемых критериев профессиональных компетенций коммуникативной направленности у участников опроса, которые могут быть значимы для разработки инструментов независимой оценки качества подготовки будущих учителей-логопедов.
Ключевые слова: 
независимая оценка качества подготовки педагогов; сертификация; профессиональные компетенции коммуникативной направленности; типы задач профессиональной деятельности учителя-логопеда
Библиографический список: 

1. Болотов В. А., Левицкий М. Л., Реморен-ко И. М., Сериков В. В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография. – Ростов на/Д.; Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. – С. 23–42.
2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 6–12.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исслед. центр. пробл. качества подгот. специалистов, 2004. – 42 с.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 11–17.
5. Русецкая М. Н., Величенкова О. А., Ушакова Е. В., Преснова О. В. Разработка и апробация скрининга речевого развития старших дошкольников // Современное дошкольное образование. – 2021. – № 5 (107). – С. 70–80.
6. Тюрина Н. Ш., Прочухаева М. М. Социальная практика студентов-бакалавров как новый вид практической подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзии // Наука и школа. – 2023. – № 4. – С. 121–134.
7. Филатова И. А. Взаимодействие между личностью и профессией педагога-дефектоло-га // Специальное образование и социокультурная интеграция. – 2023. – № 6. – С. 232–236.
8. Рябов В. В., Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Сертификация педагогических работников как инструмент независимой оценки их квалификации и компетенций // Народное образование. – 2012. – № 8. – С. 163–171.
9. Стариченко Б. Е., Сардак Л. В. Особенности проведения демонстрационного экзамена в вузе // Педагогическое образование в России. – 2023. – № 2. – С. 123–132.
10. Несговорова Н. П., Савельев В. Г., Прокопьева М. Ю. Методологические аспекты педагогической оценочной деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27933 (дата обращения: 12.08.2024).
11. Андриенкова Ю. Д., Медведев П. Н., Малий Д. В. К вопросу о независимой оценке качества подготовки обучающихся в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. – С. 82–91.
12. Айгунова О. А., Вачкова С. Н., Реморен-ко И. М. Оценка профессиональной деятельности учителя в соответствии с профессиональным стандартом педагога // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – № 2 (40). – С. 8–23.
13. Айгунова О. А., Осипенко Л. Е., Смирно-ва П. В. Сертификация школьных педагогических команд как эффективный механизм управления качеством образования // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2016. – № 2 (36). – С. 8–18.
14. Болотова Е. Л. Профессиональная сертификация и аттестация педагогов // Народное образование. – 2014. – № 5 (1438). – С. 46–51.
15. Яковлева Э. Н., Красилова И. Е. Из опыта сертификации педагогов в зарубежных странах // Образование и наука. – 2015. – № 9 (128). – С. 147–160.
16. Геворкян Е. Н., Савенков А. И., Айгуно-ва О. А. Национальная система независимой оценки и сертификации квалификаций в педагогической сфере деятельности: коллективная монография. – М.: Перо, 2015. – 160 с.
17. Иванова Е. В., Виноградова И. А. Сертификация в системе оценки профессиональных компетенций педагога // Вестник ТГПУ. – 2016. – № 12 (177). – С. 75–81.
18. Марголис А. А. Оценка квалификации учителя: обзор и анализ лучших зарубежных практик // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24, № 1. – С. 5–28.
19. Ghamrawi N., Abu-Tineh A., Shal T. Teaching Licensure and Education Quality: Teachers’ Perceptions // Sustainability. – 2023. – № 15. – P. 10886. DOI: https://doi.org/10.3390/su151410886
20. Lucksnat C., Richter E., Henschel S. et al. Comparing the teaching quality of alternatively certified teachers and traditionally certified teachers: findings from a large-scale study // Educational assessment, evaluation and accountability. – 2024. – № 36. – P. 75–106. DOI: https://doi.org/10.1007/s11092-023-09426-1