УДК: 
376:37.025+57.048
Карантыш Галина Владимировна
Доктор биологических наук, доцент, заведующий кафедрой коррекционной педагогики, Южный федеральный университет, gvkarantysh@sfedu.ru, Ростов-на-Дону
Гутерман Лариса Александровна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, руководитель центра «Ресурсный учебно-методический центр обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», Южный федеральный университет, laguterman@sfedu.ru, Ростов-на-Дону
Мисиров Динамутдин Несретдинович
Кандидат психологических наук, доцент кафедры технологии и профессионально-педагогического образования, Южный федеральный университет, dmisirov@yandex.ru, Ростов-на-Дону
Акопян Марина Артавазовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации, Южный федеральный университет, ftp_ufy@mail.ru, Ростов-на-Дону

Функциональные критерии эффективности коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития с использованием средств арт-терапии

Аннотация: 
В настоящее время интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в части построения для них системы качественного преемственного образования сопряжена с решением проблемы разработки эффективных коррекционных практик, нацеленных на успешную адаптацию детей данной категории к образовательному процессу. Одной из наиболее представленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе являются обучающиеся с задержкой психического развития. Данное нарушение в развитии характеризуется гетерогенностью проявлений (недоразвитием психических процессов, произвольной регуляции поведения, моторной сферы и т. д.) в зависимости от качественного своеобразия первичного дефекта. Но при всех вариантах задержки психического развития у детей наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы и отставание в созревании межполушарных взаимодействий, что важно учитывать при формировании индивидуальных образовательных маршрутов для детей данной категории. Цель исследования – проведение оценки эффективности применения в коррекционной работе средств арт-терапии и его влияния на показатели, отражающие успешность адаптации к обучению младших школьников с задержкой психического развития в системе инклюзивного образования: развитие эмоциональной сферы, латерализации функций головного мозга и универсальных учебных действий. Методология и методы. В исследовании приняли участие 118 детей, обучающихся в первом классе по адаптированной общей образовательной программе для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2), из них в экспериментальную группу вошли 60 детей, в контрольную – 58 младших школьников. Диагностику проводили с использованием методов исследования универсальных учебных действий, эмоционального состояния (тест М. Люшера) и латерального профиля. Между исследованными показателями выявляли корреляционные связи. Диагностику изученных показателей проводили до и после коррекционной работы; в экспериментальной группе с этой целью использовали несколько видов арт-терапевтических практик. Результаты исследования. По сравнению с обучающимися контрольной группы у младших школьников с задержкой психического развития экспериментальной группы после использования в коррекционной работе средств арт-терапии, направленных на развитие эмоциональной, моторной сферы, межполушарных взаимодействий, наблюдались более выраженные изменения показателей личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, формирование которых необходимо для эффективного обучения в школе. Заключение. Результаты проведенного исследования показали, что применение кинезиологических упражнений, музыкальной, цветовой терапии, сказкотерапии в коррекционной работе с младшими школьниками с задержкой психического развития способствует повышению эффективности коррекционной работы и развитию у обучающихся универсальных учебных действий на фоне нормализации их эмоционального состояния и развития межполушарных взаимоотношений.
Ключевые слова: 
задержка психического развития; младшие школьники; универсальные учебные действия; эмоциональное состояние; латеральный профиль; арт-терапия
Библиографический список: 

1. Инновационные технологии сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве: метод. пособие / авт.-сост.:
И. А. Кедрова, К. Ш. Шарифзянова. – Казань, 2018. – 56 с.
2. Соколова Е. В. Возможности системной психокоррекции отставания психического развития у детей // Омский научный вестник. – 2007. – № 6 (62). – С. 131–136.
3. Тугулева Г. В., Овсянникова Е. А., Ильина Г. В. Реализация технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном образовании // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 1 (37). – С. 417–430. DOI: 10.32744/pse.2019.1.31
4. Малофеев Н. Н., Гончарова Е. А. Институт коррекционной педагогики РАО: наука практике на рубеже веков // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2000. – Вып. 1. – С. 1.
5. Шматко Н. Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. – 1999. – № 1-2. – С. 41–47.
6. Шипова Л. В. Психология дошкольника с задержкой психического развития: учебное пособие. – Саратов, 2018. – 86 с.
7. Бабкина Н. В. Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. – 2016. – № 2. – С. 100–111.
8. Кисова В. В. Теоретические и экспериментальные исследования саморегуляции в учебно-познавательной деятельности у детей и нормальным и задержанным темпом развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. – Т. 15, № 2. – С. 130–135.
9. Кисова В. В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях // Известия Самарского научного Центра Российской академии наук. – 2014. – Т. 16, № 2 (2). – С. 348–352.
10. Смолянчук И. В. Эмоциональное развитие детей с задержанным психическим развитием // Психолого-педагогический журнал ГАУДЕАМУС, 2019. – Т. 18, № 39. – С. 67–73.
11. Азина Е. Г., Сорокоумова С. Н., Тумано-ва Т. В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7, № 1. – С. 10–15.
12. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997. – 95 с.
13. Вартапетова Г. М. Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией // Сибирский учитель. – 2001. – № 3. – 13 с.
14. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.
15. Голод В. И. Особенности функциональной асимметрии мозга в речевых процессах у детей школьного возраста при недоразвитии речи // Дефектология. – 1983. – № 5. – С. 22–27.
16. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 230 с.
17. Иншакова О. Б., Назарова А. А. Методика выявления дизорфографии у младших школьников. – М.: В. Секачев, 2013. – 72 с.
18. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2012. – 474 с.
19. Брызгалова С. О. Найданова Г. Е. Особенности межполушарной асимметрии у детей с задержкой психического развития // Специальное образование. – 2014. – № 1 (33). – С. 34–43.
20. Ковязина М. С., Балашова Е. Ю., Казакова М. С. Особенности межполушарного взаимодействия в двигательной сфере у детей в норме и при отклонениях в развитии // Журнал прикладной психологии. – 2005. – № 2-3. – С. 2–11.
21. Арсеньева М. В., Ивлева М. Г. Характер нарушений репродуцирования текста у детей с задержкой психического развития и методика их коррекции // Специальное образование. – 2021. – № 1. – С. 5–20.
22. Илларионова У. Е., Кубасов А. В. Экспериментальные основы процесса коммуникативной реабилитации младших школьников с задержкой психического развития средствами наглядного моделирования: этап диагностики //
Специальное образование. – 2022. – № 1. – С. 92–105.
23. Майоркина И. В. Средства спортивного ориентирования в работе с младшими школьниками с задержкой психического развития // Образование и наука. – 2015. – № 7 (126). – С. 152–164.
24. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
25. Donnari S., Canonico V., Fatuzzo G., Bedetti Ch., Marchiafava M., Menna M., Elisei S. New technologies for art therapy interventions tailored to severe disabilities // PsychiatrDanub. – 2019. – Sep. 31 (Suppl 3). – P. 462–466.
26. Kim J., Chung Y. J. A case study of group art therapy using digital media for adolescents with intellectual disabilities // Front Psychiatry. – 2023. – № 14, pp. 1172079. DOI: 10.3389/fpsyt.2023.1172079.
27. Zyga O., Russ S. W., Meeker H., Kirk J. A preliminary investigation of a school-based musical theater intervention program for children with intellectual disabilities // J Intellect Disabil. – 2018. – Sep. 22 (3). – P. 262–278. DOI: 10.1177/1744629517699334.

28. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2010. – 336 с.
29. Becker E., Dusing S. Participation is pos-sible: a case report of integration into a community performing arts program. Physiotherapy // Theory and Practice. – 2010. – № 26 (4). – P. 275–280. DOI: 10.3109/09593980903423137
30. Brown L. S., Jellison J. A. Music research with children and youth with disabilities and typically developing peers: a systematic review // Journal of Music Therapy. – 2012. – № 49 (3). – P. 335–364. DOI: 10.1093/jmt/49.3.335
31. Ganter-Argast C., Junne F., Seifert K. Art therapy: Current developments in research and training // Nervenarzt. – 2022. – № 93 (9). – P. 953–970. DOI: 10.1007/s00115-022-01383-2.
32. Ткаченко М. О. Уровень сформированности универсальных учебных действий у первоклассников: стартовая диагностика // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 2. – С. 16–22.
33. Цветовой тест Люшера / пер. с англ. А. Никоновой. – СПб.: Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-экспресс, 2002. – 192 с.
34. Леутин В. П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга. – СПб.: Речь, 2005. – 368 с.
35. Николаева Е. И., Ковалева Е. Ю. Спе-цифика определения и использования рукости у детей 4–7 лет в медицинской практике // Ученые записки СПбГМУ им. И. П. Павлова. – 2006. – Т. 13, № 4. – С. 35–38.
36. Kambanaros M., Michaelides M., Grohmann K. K. Effects of interlanguage transfer after phonological cognitive therapy in the case of specific linguistic disorders associated with multilingualism // International Journal of Language and Communication Disorders. – 2017. – № 52(3). – P. 270–284.