УДК: 
УДК 37.018
Руденко Ирина Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Педагогика и психология», Тольяттинский государственный университет, ivrudenko@rambler.ru, Тольятти
Писаренко Данила Андреевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология», Тольяттинский государственный университет, dpisaren@gmail.com, Тольятти

Инновационные воспитательные практики в цифровой среде вуза – пространстве взросления молодежи

Аннотация: 
В статье актуализируется идея о том, что образование рассматривается одним из факторов взросления студенческой молодежи. Цифровая среда современного университета предполагает полноценное участие студентов в учебной и внеучебной деятельности, которые могут рассматриваться как база реализации задач в области воспитания студенческой молодежи. Целью статьи является теоретическое осмысление и систематизация инновационных воспитательных практик университетов в цифровой среде и изучение их влияния на социальное и психологическое взросление обучающихся, развитие личностного потенциала. Методология и методы исследования основаны на анализе педагогической литературы в области теории воспитательных систем, использовании системного, аксиологического, событийного, личностно-социального подходов в воспитании студентов; психолого-педагогических и социологических исследований, изучающих феномен «взросления»; сравнении практического опыта воспитательной деятельности современных образовательных организаций. Эмпирическое исследование проводилось на базе Тольяттинского государственного университета. Основными методами сбора данных стали анкетирование и интервьюирование студентов и специалистов по работе с молодежью. Полученные в ходе исследования данные позволили систематизировать инновационные воспитательные практики в цифровой среде вуза и предложить их классификацию. Результаты исследования. На основе теоретического анализа педагогической литературы авторы подтверждают, что отсутствуют исследования, раскрывающие понятие «инновационные воспитательные практики». В статье доказывается тезис о том, что современные воспитательные практики должны разрабатываться с учетом достижений научных школ в сфере воспитания, ориентироваться на систему традиционных российских ценностей; опираться на исследовательскую парадигму в области изучения феномена взросления. Авторами представлена классификация форм внеурочной воспитательной деятельности, основанная на способе ее организации в пространственно-временном формате: традиционные, гибридные, виртуальные. На основе организации и изучения деятельности студии вокала, созданной в виртуальной среде Тольяттинского государственного университета, доказывается возможность развития студентов. Результаты исследования расширяют знания о гибридных и виртуальных формах работы со студентами в цифровой среде университета. Предложенные стратегии для их выбора позволили авторам сформулировать требования к расширению компетенций профессорско-преподавательского состава в области воспитания.
Ключевые слова: 
высшее образование; воспитание; студенты; цифровая среда; инновационные воспитательные практики; взросление
Библиографический список: 

1. Выготский Л. С. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
2. Три миссии университета: образование, наука, общество / редкол.: В. А. Садовничий и др. – М.: МАКС Пресс, 2019. – 440 c.
3. Воропаев М. В., Мудрик А. В. Социализация 2.5: социальное воспитание в эпоху «Яндекс. Такси» // Сибирский педагогический журнал. – 2024. – № 2. – С. 8–18.
4. Онлайн-образование (рынок России). – URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 29.12.2024).
5. Сорокина Ю. А., Шамаева И. О. Современные воспитательные практики как механизм формирования ценностного отношения к культурному наследию региона // Традиции и инновации в методике преподавания гуманитарных дисциплин: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции. – Арзамас, 2023. – С. 55–59.
6. Лощилова А. А., Семикина А. В. Родиноведческие воспитательные практики как условие формирования гражданской идентичности обучающихся // Орфановские чтения – 2023: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород, 2023. – С. 179–182.
7. Попов А. В., Трунов Н. Н., Попова Е. Е. Воспитательная практика «Организация наставничества в форме „ученик-ученик“ по программе „безопасный мир“» // Наука и образование. – 2023. – Т. 6, № 4. – С. 144–146.
8. Харламова Е. М., Буравова С. В., Росляко-ва С. В., Соколова Н. А., Сиврикова Н. В., Пташко Т. Г., Черникова Е. Г., Викулов К. В. Воспитательные практики в системе образования 2022 (Опыт Челябинской области). – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54649210_62758767 (дата обращения: 25.12.2024).
9. Коноплева О. С., Мешкова И. В. Профессиональная подготовка будущих педагогов: опыт освоения студентами воспитательных практик нового поколения // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 84-3. – С. 256–258.
10. Савина Н. В. Актуальные воспитательные практики в образовательном процессе педагогического вуза // Нравственность, гражданственность, патриотизм – основа современного образования: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 ч. – Омск, 2023. – С. 9–15.
11. Савченков А. В., Гнатышина Е. А., Уварина Н. В., Орешкина А. К. Разработка и реализация практик воспитательной деятельности в вузах. – М.: Первое экономическое издательство, 2022. – 122 с.
12. Ромм Т. А. Подготовка студентов к воспитательной деятельности в вузе: вектор современного развития // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 4. – С. 48–54.
13. Семенюк Н. М. Инновационные практики воспитания в условиях цифровой образовательной среды вуза в РФ // Управление образованием: теория и практика. – 2024. – Т. 14, № 2-2. – С. 153–161.
14. Веденева Н. В. Характеристики социального взросления студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16819 (дата обращения: 03.01.2025).
15. Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – № 4. – С. 7–24.
16. Arnett J. J. Presidential Address: The Emergence of Emerging Adulthood: A Personal History // Emerging Adulthood. – 2014. – Vol. 2 (3). – Р. 155–162.
17. Шилова Н. П. Взросление в юношеском возрасте // Вестник МГПУ. Серия Педагогика и психология. – 2020. – № 4 (54). – С. 37–49.
18. Газиева И. А. Социальная среда как фактор изменения ценностей студенческой молодёжи // Высшее образование в России. – 2024. – Т. 33, № 2. – C. 54–72.
19. Асмолов А. Г., Асмолов Г. А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2010. – № 1. – С. 3–21.
20. Фиофанова О. А. Педагогика взросления как новая область знания и воспитательной практики // Образование и наука. – 2008. – № 1 (49). – С. 23–33.
21. Писаренко Д. А. Проектирование модели оценивания внеучебной деятельности студентов высшей школы: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 2021. – 21 с.