УДК: 
373.5
Асадуллин Раиль Мирваевич
Доктор педагогических наук, профессор, Руководитель научно-исследовательского Института стратегии развития образования, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, rail_53@mail.ru, Уфа
Амирова Людмила Александровна
Доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Управления научной работы, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, ms.amirova@yandex.ru, Уфа
Тагариева Ирма Рашитовна
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры хореографического и музыкального образования, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, irma_levina@mail.ru, Уфа

Императив верификационной достоверности качественных результатов образования в сельской школе

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема реформирования инструментов и механизмов мониторинга результатов образовательного процесса, оценки качества образования посредством использования контрольных заданий, представленных единовременно в виде всероссийской проверочной работы. Предметом исследования выступают причины, влияющие на уровень выполнения обучающимися всероссийских проверочных работ по русскому языку и математике в сельских школах разного типа. Актуальность полученных результатов детерминирована потребностью актуализировать информацию о состоянии преподавания математики и русского языка в сельских школах, вовлечь представителей органов управления образованием, администрации школ, учителей, преподавателей педагогического вуза в решение проблемы повышения образовательных результатов обучающихся по математике и русскому языку. Цель статьи. Актуализировать информацию о состоянии преподавания математики и русского языка в сельских школах, проанализировать результаты выпускных проверочных работ как инструмента фиксации качества образования, выявить «точки внимания» и предложить перспективные направления работы для повышения качества образования и справедливости его мониторинга. Методология и методы исследования. Методологическим основанием проведенного исследования выступили системно-деятельностный и праксеологический подходы, методы анализа и сравнения результатов комплексной оценки образовательной среды в целом и выпускных проверочных работ, ОГЭ, ЕГЭ в частности; а также выявление закономерностей, проявляющих себя при мониторинге достижений обучающихся согласно ФГОС. Основной метод, предпринятый в ходе исследования – количественный и качественный анализ результатов ВПР, полученных в 2021 г. в 8-х классах общеобразовательных школ двух муниципальных районов Республики Башкортостан. Результаты исследования. Авторы статьи представляют результаты анализа ВПР в контексте выявленных зависимостей количественных показателей от числа заданий, их структуры и содержания, методики оценки их выполнения, количества обучающихся, единовременно выполняющих задания, уровня квалификации учителей и используемых методик преподавания, особенностей организации ВПР. Заключение. Предложен комплекс мер по корректировке методических, информационно-технологических и других пробелов в работе учителей посредством разработки на основе системно-деятельностного и праксеологического подходов комплексной программы совместной (возможно с привлечением сетевых технологий) деятельности регионального педагогического вуза, регионального отделения Рособрнадзора, отделов народного образования, направленной на разработку и реализацию обучающих курсов разного объема и уровня для работающих учителей. Выделены перспективные направления работы, ориентированные на повышение результатов выпускных проверочных работ.
Ключевые слова: 
реформирование образования; образовательный процесс; качество образования; мониторинг; механизмы контроля качества образования; диагностика качества обученности; выпускная проверочная работа; сельская школа
Библиографический список: 

1. Современное понимание высокого качества образования [Электронный ресурс]. – URL: https://www.yaklass.ru/webinars/vebinary/vserossijskaya-onlajn-konferenc... (дата обращения: 1.10.2024).
2. Всероссийская проверочная работа [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 20.05.2022).
3. Панасюк В. П., Третьякова Н. В. Качество образования: инновационные тенденции и управление [Электронный ресурс]: монография. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. – 201 с. – URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0635-8 (дата обращения: 10.09.2022).
4. Панасюк В. П. Развитие теории и современные проблемы управления и оценки качества образования // Человек и образование. – 2013. – № 33 (36). – С. 98–110.
5. Курилкина О. А., Цветкова Е. Н., Абра-мян А. А. Независимая оценка качества образования как перспективный общественный механизм контроля качества образования // Педагогическое образование: традиции и инновации. – 2021. – № 2. – С. 28–38. – EDN ICOTRX.
6. Степущенко О. А. Муниципальная система оценки качества образования: открытый взгляд на управление качеством образования в общеобразовательных организациях города Новосибирска // Управление развитием образования. – 2023. – № 2. – С. 26–35. – EDN KFLKSV.
7. Salal Ya. Kh., Abdullaev S. M. Monitoring of the education quality and implementing of individual learning: demonstration of approaches and educational data mining algorithms // Izvestiya SFedU. Engineering Sciences. – 2020. –
№ 3 (213). – P. 112–122. – DOI: 10.18522/2311-3103-2020-3-112-122. – EDN OAPGXE.
8. Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся [Электронный ресурс]. – URL: https://fioco.ru/metod (дата обращения: 14.09.2022).
9. Лобанова Н. И. Проблематика школьного математического образования // Университеты в системе поиска и поддержки математически одаренных детей и молодежи: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Майкоп: АГУ, 2018. – С. 39–43.
10. Райхельгауз Л. Б. Педагогические подходы к преодолению математической тревожности школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2019. – Т. 25, № 4. – С. 12–15.
11. Рязанова Л. С. Повышение качества математического образования как педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 7. – С. 51–56.
12. Результаты исследования компетенций учителей // Аналитические материалы по результатам проведения исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики [Электронный ресурс]. – URL: https://fioco.ru/results_tcs (дата обращения: 1.10.2022).
13. Всероссийские проверочные работы в 2025 году. – URL: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/vpr/ (дата обращения: 10.12.2024).