УДК: 
378
Шепшинская Инна Михайловна
Старший преподаватель кафедры английского языка, Новосибирский государственный педагогический университет, shepshinskaya.inna@yandex.ru, Новосибирск

Обучение иноязычной профессионально ориентированной коммуникации студентов – будущих учителей английского языка в цифровой образовательной среде педагогического вуза

Аннотация: 
Статья посвящена рассмотрению проблемы обучения иноязычной профессионально ориентированной коммуникации студентов – будущих учителей английского языка в цифровой образовательной среде педагогического вуза. Целью исследования является создание и представление структурно-содержательной модели цифровой образовательной среды коммуникативно-контекстного типа, в которой с помощью целой системы цифровых методов, технологий и средств обучения моделируются коммуникативные, аксиологические, пространственные, временные, психологические контексты профессиональной деятельности студентов – будущих учителей английского языка Методологической базой исследования является анализ и обобщение теоретических положений компетентностного, контекстного (А. А. Вербицкий, В. Г. Калашников, О. И. Щербакова), средового (С. В. Кривых, Т. Н. Носкова, С. В. Тарасов) подходов. Метод моделирования применялся как общенаучный метод представления результатов исследования. Новизна исследования заключается в том, что в терминологический аппарат педагогической науки вводится понятие «цифровая образовательная среда коммуникативно-контекстного типа», выявляются ее структурные компоненты. Делается вывод о том, что содержание обучения иноязычной профессионально ориентированной коммуникации будущих учителей английского языка в цифровой образовательной среде коммуникативно-контекстного типа представлено в цифровых учебных средах контекстного типа. Минимальными дидактическими единицами, с помощью которых осуществляется представление содержания иноязычной профессионально-коммуникативной подготовки студентов в цифровых учебных средах контекстного типа, является коммуникативная ситуация педагогического дискурса учителя английского языка или ее фрагмент. Результаты исследования. Представлена и описана модель цифровой образовательной среды коммуникативно-контекстного типа, в которой с помощью целой системы цифровых информационных ресурсов и методов контекстного обучения осуществляется формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности у студентов – будущих учителей английского языка.
Ключевые слова: 
цифровая образовательная среда; учебные среды контекстного типа; методы контекстного обучения в цифровой образовательной среде; иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность
Библиографический список: 

1. Ванновская О. В. Методологические основы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс вуза // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 2. – С. 251–269.
2. Alenezi M. Digital learning environment and digital institution in Higher education [Электронный ресурс] // Education Science. – 2023. – № 13 (1). – URL: https://www.academia.edu/124934396 (дата обращения: 15.10.2024).
3. Lodge J. M., Kennedy G., Lockyer L. Digital learning environments, the science of learning, and the relationship between the teacher and the learner [Электронный ресурс] // Learning under the Lens. – Routledge. – 2020. – URL: https://www.researchgate.net/publication/346123371 (дата обращения: 15.10.2024).
4. Брыкин Ю. В. Электронная образовательная среда: нормативные и содержательные составляющие // Вестник РАТМ. – 2018. – № 3. – С. 91–94.
5. Евстифеев А. В. Исторические аспекты реализации средового подхода в педагогической науке // Армия и общество. – 2010. – № 3 (23). – С. 31–34.
6. Тарасов С. В. Образовательная среда как социокультурная педагогическая категория // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2014. – № 1. – С. 5–15.
7. Калашников В. Г. Образовательная среда контекстного типа как экопсихологический проект // Педагогика и психология образования. – 2014. – № 2. – С. 92–97.
8. Щербакова О. И. Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в контекстной образовательной среде: автореф. дис. …д-ра психол. наук. – М., 2011. – 41 с.
9. Калашников В. Г. Понятие «контекст» и контекстный подход в образовании // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. – 2019. – № 14. – С. 40–55.
10. Hymes D. Foundations in Sociolinguistics. An Ethnographic Approach. – Philadelphia: The University of Pennsylvania Press, 1989. – 129 p.
11. Кривых С. В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурных и образовательных аспектах // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 2. – С. 106–111.
12. Рахимова А. Э., Ратнер Ф. Л. Потенциал цифровой образовательной среды в современном педагогическом процессе // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 1 (98). – С. 98–100.
13. Шепшинская И. М. Методы оценивания коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 5. – С. 90–97.
14. Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2020. – 382 с.
15. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л., Шитова В. А. Методы цифрового обучения: классификация, средства и инструменты, матрица согласования // Вестник Томского государственного университета. – 2024. – № 501. – С. 164–172.