УДК: 
378+37.0
Орлянская Александра Валериевна
майор полиции, начальник отделения пропаганды БДД, отдел Госавтоинспекции У МВД России по г. Тольятти, aleksorlyanskaya@mail.ru, Тольятти

Социальное партнерство как инновационный ресурс профессионального развития педагогов в системе повышения квалификации

Аннотация: 
Введение. В статье актуализируется проблема участия социальных партнеров в обновлении и реализации программ повышения квалификации педагогических кадров. Анализируя существующие интерпретации термина «социальное партнерство в образовании», автор подчеркивает значимость этого подхода для развития современной системы дополнительного образования. Цель работы: на основе изучения и анализа отечественного и зарубежного опыта обосновать, разработать и реализовать программу повышения квалификации педагогов по обновлению востребованных в профессиональной деятельности компетенций с участием социальных партнеров. Методология и методы исследования. В качестве методологической основы исследования выступает анализ теоретических исследований и обобщение собственного опыта реализации программы подготовки педагогов к обучению детей безопасному поведению на дорогах с привлечением социальных партнеров. Экспериментальная апробация программы проходила в Центре дополнительного образования «Жигулевская долина» в г. о. Тольятти. Результаты исследования. Автором осуществлен анализ литературы об опыте взаимодействия образовательных организаций с учреждениями и ведомствами. Выявлено, что предмет сотрудничества определяет конкретная стратегическая цель, направленная на совершенствование профессиональной деятельности в системе образования. Автор формулирует принципы, формы и методы взаимодействия социальных партнеров в образовании. В статье описаны основные этапы взаимодействия с социальными партнерами при реализации программы повышения квалификации «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». Изложенный автором опыт реализации программы повышения квалификации педагогов в области обучения детей безопасному поведению на дорогах является актуальным в свете повышения уровня дорожной безопасности обучающихся. Заключение. В результате исследования автором подчеркивается, что вовлечение социальных партнеров в процесс разработки и реализации образовательной программы позволило повысить мотивацию педагогов к организации профилактической работы с детьми, обогатило их методическую подготовку, показало механизмы сотрудничества (методы и технологии) с заинтересованными ведомствами.
Ключевые слова: 
социальное партнерство в образовании; повышение квалификации педагогов; обучение детей безопасному поведению на дорогах
Библиографический список: 

1. Орлянская А. В. Сетевое взаимодействие в образовании как ресурс формирования культуры безопасности жизнедеятельности будущих педагогов // Общество: социология, психология, педагогика.– 2022. – № 4 (96). – С. 198–202.
2. Арасланова А. А. Эволюция социального партнерства как форма гармонизированных общественных отношений // Наука. Управление. Образование. – 2022. – № 4 (8). – С. 70–75.
3. Прохорова М. П., Петровский А. М. Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – Т. 7, № 5. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/205PVN515.pdf (дата обращения: 27.12.2024).
4. Новицкая В. А., Савинова Л. Ю. Развитие дополнительных профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях социального партнерства // Вестник педагогических инноваций. – 2023. – № 4 (72). – С. 26–37.
5. Кравцов А. О. Расширение общественного участия как стратегическое направление развития муниципальных образовательных систем // Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 4 (78). – С. 5–9.
6. Авчинникова С. О., Сухова Е. Е. Социальное партнерство вуза: новые форматы, вызовы и возможности // Творческое наследие Э. В. Ильенкова и современность. – 2022. – № 8. – С. 5–12.
7. Котышев И. А., Иванова Е. Ю. Социальное партнерство как фактор повышения качества образования в образовательной организации // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 6 (97). – С. 282–283.
8. Колчина О. Л., Пашкова В. В. Социальное партнерство как часть процесса профессиональной подготовки специалистов // Вестник науки. – 2023. – Т. 3, № 8(65). – С. 22–26.
9. Borgatti S. P., Foster P. C. The Network Paradigm in Organizational Research: Reviw and Typology // Journal of Managment. – 2003. – Т. 29, № 6. – P. 991–1013.
10. Costa E., Baptista M., Dorotea N. Supporting Schools in Times of Crisis: A Case of Partnerships and Networking with School by the Institute of Education at the University of Lisbon // University and School Collaborations during a Pandemic. – Cham: Springer, 2022. – 357 p.
11. Plummer R., Witkowski S., Smits A. [et al.] Community Partnerships: Measuring the Performance of Sustainability Science Initiatives // Higher Education Institution. – 2022. – № 47. – P. 135–153.
12. Ахмадиева Р. Ш. Формирование безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего педагога: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Казань, 2011. – 47 с.
13. Рыбкина Н. В. Социально-культурная деятельность как средство профилактики детского дорожно-транспортного травматизма: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2006. – 25 с.
14. Чмыхова Г. В. Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Шуя, 2012. – 22 с.
15. Орлянская А. В. Подготовка педагогов к обучению детей безопасному поведению на дорогах в муниципальной системе образования // Ценности в системе воспитания: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Москва, 01–02 ноября 2023 года). – М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023. – С. 239–243.
16. Темняткина О. В. Исследование мотивационной готовности педагогов к непрерывному профессиональному развитию [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – № 1. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN121.pdf (дата обращения: 12.02.2024).