УДК: 
37. 032.
Александрова Екатерина Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, alexkatika@mail.ru, Саратов, Россия
Кривошеина Екатерина Сергеевна
учитель, школа № 48, krivosheinaes@mail.ru , Саратов

СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ МИРА ПОДРОСТКОВ

Аннотация: 
В статье показано, что мотивационный компонент формирования картины мира характерен для всех этапов этого процесса у подростков. Остальные компоненты актуализируются в процессе формирования картины мира, сочетаясь между собой в различных вариациях: формирование знаний, поиск ценностей и смысла, формирование индивидуальных стратегий поведения и учения, рефлексии, оценочных процессов и проч. Приведены этапы самоопределения подростка в культуре. Доказано, что формирование картины мира – это сложный циклический процесс интериоризации, результат которой заключается в становлении у подростка ценностно-смысловых оснований деятельности, когнитивных, интеллектуально значимых убеждений, умозаключений, ощущений и практик, основанных на социокультурных нормах и ценностях, от чего в целом зависит выбор индивидуальных стратегий поведения и действий.
Ключевые слова: 
формирование картины мира, самоопределение, подросток, самоопределение в культуре
Библиографический список: 

1. Александрова Е.А. Культурное самоопределение личности как составляющее индивидуализации //Новые ценности образования. – 2002. – № 11. – С. 63–78.
2. Александрова Е.А.Формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2012. – Т. 1. – № 2. – С. 41–44.
3. Александрова Е.А., Бояринцева А.В. Психолого-педагогические основания формирования картины мира ребенка // Психология обучения. – 2013. – № 9. – С.5–9.
4. Корепанова М.В.Особенности становления образа «Я» ребенка//
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. –2009. – Т. 9. – № 4. – С. 74–79.
5. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.
6. Логинова В.С.«Личностный образец»: социокультурный контекст понятия и его место в системе «культура – образование» // Тенденции и перспективы развития современного научного знания: Материалы X Международной научно-практической конференции. –Институт стратегических исследований. –2014. – С. 250–261.
7. Мирошкина М.Р.Педагогический потенциал самоорганизации // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 3. – С. 14–20.
8. Полякова О.Ю. Формирование у детей 6–7 лет основ миропонимания в процессе ознакомления с явлениями окружающего мира (на материале астрономии): автореф. дис. … канд. пед. наук. –Ульяновск, 2012. – 25 с.
9. Ромм Т.А., Лаврентьева З.И., Аникеева Н.П., Лаврентьева О.А., Симушкина Н. Ю. Воспитание: формирование социальности человека. –Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – 254 с.
10. Саяпина Н.Н.Особенности формирования мировоззренческой позиции младших школьников в учебной деятельности //Актуальные проблемы исследования массового сознания: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. –Пенза: Пензенский государственный университет, 2015. – С. 632–643.
11. Сластёнин В.А.Педагогика: учебник для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 576 с.
12. Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. – 336 с.
13. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
14. Rogers C. Freedom to learn for the 8O's. – Columbus-Toronto-London-Sydney: Charles E. Merrill Company, A Bell & Howell Company, 1983.– 312 p.
15. Maslow A. Motivation and personality. – New York: Harper and Row, 1954. – 411 p.