УДК: 
37.015.3
Шишарина Наталья Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики педагогического института, Иркутский государственный университет, nshisharina@yandex.ru, Иркутск

Ключевые качества личности: вызовы и ресурсы современного воспитания

Аннотация: 
Для устойчивой жизни в современном мире необходимы новые личные ключевые гибкие качества организатора с критическим мышлением, компетенции работать в команде, мотивация к непрерывному самообразованию и самовоспитанию. Цель статьи. Представить обзор сущности ключевых качеств личности с позиции двустороннего (бинарного) характера их сложной социально-педагогической природы, одновременно в двух статусах как вызовы и как ресурсы современного воспитания. Это дает нам возможность находить новые научно-практические смыслы и ценности организации воспитательной деятельности детей, подростков и молодежи. Методология. Методологическим основанием исследования являются работы по философии (Г. Гегель, И. Кант, Ф. Ницше и др.), психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), педагогике (А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Т. А. Ромм и др.), социологии (А. А. Галактионов). Анализ методологии исследования позволил нам определить противоречивые вызовы современного воспитания (социальные сети и виртуальная реальность; новые тренды и адаптация к ним; стресс и психическое здоровье в современном мире и др.) и противоречивые ресурсы – возможности (инновационные образовательные технологии; совместные проекты и сотрудничество; развитие эмоционального интеллекта и практики личностного роста и др.). Заключение. В результате исследования отечественных и зарубежных источников нами выделены несколько наиболее часто упоминаемых групп качеств личности, связанных с определенным методологическим подходом: экстраверсия, сознательность, нейротизм, открытость опыту, доброжелательность (психологический подход); лидерство, коммуникативные навыки, решение проблем, работа в команде, адаптивность (компетентностный подход); самоактуализация, эмпатия, аутентичность (гуманистический подход); оптимизм, благодарность, устойчивость (позитивистский подход); этические принципы и ценности, которые определяют поведение человека (этический подход). Новый вклад автора можно выразить в том, что выявлены и обоснованы вызовы и ресурсы ключевых качеств личности. Вызовы: поток сложной информации; разнообразие культур; необходимость работы в интернациональных командах; стресс и давление, сложные моральные дилеммы и необходимость соблюдения цифровых этических норм и использования цифровых инструментов. Ресурсы: развитие навыков анализа; стимулирование творческих проектов; развитие активного слушания и обучение межкультурной коммуникации; развитие навыков самоорганизации, стрессоустойчивости и гибкости мышления; обучение навыкам управления стрессом и эмоционального выражения; поощрение альтруизма; критическое использование цифровых ресурсов.
Ключевые слова: 
воспитание; ключевые качества личности; вызовы и ресурсы современного воспитания
Библиографический список: 

1. Воронкова Я. Ю., Радюк О. М., Басинс-кая И. В. «Большая пятёрка», или пятифакторная модель личности // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов / под ред. Е. Н. Ткач. – Хабаровск: Изд-во Тихоокен. гос. ун-та, 2017. – С. 39–45.
2. Jennifer A. Vadeboncoeur, Panina-Beard N., Vellos R. E. Moral imagining in student-teacher relationships in alternative programs: Elaborating a theoretical framework // Learning, Culture and Social Interaction. – 2021. – Vol. 30, Part B. – 100470.
3. Toro Juan Del, Wang Ming-Te. Longitudinal inter-relations between school cultural socialization and school engagement: The mediating role of school climate // Learning and Instruction. – 2021. – Vol. 75. – 101482.
4. Воропаев М. В., Мудрик А. В. Социализация 2,5: социальное воспитание в эпоху «Яндекс. Такси» // Сибирский педагогический журнал. – 2024. – № 2. – С. 8–18. – DOI: 10.15293/1813-4718.2402.01.
5. Мудрик А. В. Обособление человека как социально-педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. – 2024. – № 5. – С. 7–13. – DOI: 10.15293/1813-4718.2405.01.
6. Селиванова Н. Л., Шакурова М. В. Современные ориентиры концептуализации воспитания в высшей школе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2024. –
Т. 13, № 2 (50). – С. 169–177. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-2-169-177.
7. Ромм Т. А., Ромм М. В. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – Т. 10, вып. 4 (40). – С. 360–366. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021- 10-4-360-366
8. Шишарина Н. В. Цифровая гигиена в воспитании детей и подростков // Балтийский гуманитарный журнал – 2023. – Т. 12, Вып. 1 (42). – С. 73–76. DOI: https://doi.org/ 10.57145/27129780_2023_12_01_15
9. Демакова И. Д. Лонгитюдный метод исследования результатов воспитательной деятельности педагога // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 2. – С. 7–16. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2302.01
10. Селиванова Н. Л., Шакурова М. В., Киселева Е. В., Ромм Т. А. Методы получения научного знания в теории воспитания // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 4. – С. 108–125. DOI: http://doi.org/10.15293/1813-4718.2304.11
11. Шишарина Н. В. Идеи коллаборации и конвергенции в воспитании: к сущности понятий // Сибирский педагогический журнал. – 2024. – № 4. – С. 27–34.
12. Myers J. J. Cooperative Learning in History and Social Sciences: An Idea Whose Time Has Come // Canadian Social Studies. – 1991. – Vol. 26 (2). – P. 60–64.