УДК: 
37. 016:57(045)
Семенова Наталья Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, natashasemenovak@mail.ru, Саранск
Якунчев Михаил Александрович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, mprof@list.ru, Саранск
Маркинов Иван Федорович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, mark33@list.ru, Саранск
Назаров Дмитрий Александрович
магистрант естественно-технологического факультета, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, natashasemenovak@mail.ru, Саранск

Формирование учебно-исследовательских умений средствами лабораторной работы в предметной подготовке обучающихся

Аннотация: 
В статье утверждается необходимость формирования учебно-исследовательских умений старшеклассников с позиции их предварительной подготовки к выполнению собственно исследовательской деятельности. В связи с этим сформулировано понятие о названной категории умений, определена их совокупность в составе четырех групп – организационных, процессуальных, информационных и коммуникативных. Представлены материалы опытно-экспериментальной работы, отражающие поэтапное формирование учебно-исследовательских умений на протяжении 10–11 классов в процессе предметно-биологической подготовки средствами лабораторной работы. На первом – предварительном этапе у обучающихся актуализируется и в обобщенном виде представляется материал о биологии как науке, важности применения соответствующего научного инструментария для проникновения в сущность живых систем и закономерностей их существования. На втором – основном этапе обучающимся предоставляется возможность выполнить совокупность лабораторных работ в направлении изучения разных объектов живой природы и их составных частей – предметов, выбранных для их непосредственного изучения при задействовании соответствующего научного аппарата. На третьем – заключительном этапе подводится итог опытно-экспериментальной работы и выясняется ее эффективность с позиции овладения обучающимися учебно-исследовательскими умениями средствами лабораторной работы. Анкетирование респондентов позволяет говорить о положительном результате реализованных этапов. Цель статьи. Изучение учебно-исследовательских умений средствами лабораторной работы в предметной подготовке обучающихся. Методология исследования. Методологической основой выполненной работы является деятельностный подход, выступающий в качестве основы для выражения авторского варианта понятия «учебно-исследовательская деятельность» в отношении живой природы, в соответствии с которым конкретизирован состав учебно-исследовательских умений для их формирования средствами лабораторной работы в предметно-биологической подготовке. Методы исследования. В качестве методов были задействованы следующие: изучение и анализ опубликованных источников по теме статьи, дедуктивная основа выражения полученных материалов и обобщение в рисунках. Заключение. Изложенные материалы позволяют сформулировать обобщенные суждения в отношении формирования учебно-исследовательских умений в предметно-биологической подготовке обучающихся средствами лабораторной работы.
Ключевые слова: 
общеобразовательная школа; старшеклассники; учебно-исследовательские умения; средства лабораторной работы для их формирования в предметно-биологической подготовке
Библиографический список: 

1. Суматохин С. В. Биология в обновленном ФГОС основного общего образования // Биология в школе. – 2021. – № 7. – С. 9–14.
2. Теремов А. В., Рохлов В. С., Мансурова С. Е., Годин В. Н. О содержании и структуре биологического образования в основной школе // Биология в школе. – 2021. – № 7. – С. 15–30.
3. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Теремов А. В., Годин В. Н. Проектирование результатов биологического образования в основной школе // Педагогические измерения. – 2020. – № 1. – С. 4–9.
4. Сухорукова Л. Н., Исаев Е. И. Культурно-исторические основания содержания общего биологического образования // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25, № 3. – С. 5–6.
5. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. – М.: Высшая школа, 1981. – 240 с.
6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003. – 204 с.
7. Середенко П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ. 2014. – 208 с.
8. Грезина И. Б., Карпеченко А. С., Черкасо-ва Т. С. Учебно-исследовательская деятельность: историко-педагогический анализ и сущность понятия // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 6. – С. 10–14. – URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12103 (дата обращения: 20.11.2024).
9. Журкина М. И. Различные подходы к определению понятия «учебно-исследовательская деятельность учащихся» // Молодой ученый. – 2019. – № 19 (257). – С. 348–351.
10. Мусс Г. Н., Пахомова М. А. К вопросу об исследовательских умениях младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 72–75.
11. Запорожец Н. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории. – М.: Просвещение, 1978. – 144 с.
12. Якунчев М. А., Семенова Н. Г. Технология организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении биологии в школе // Учебный эксперимент в образовании. – 2020. – № 3. – С. 56–60.
13. Якунчев М. А., Семенова Н. Г., Маркинов И. Ф., Осинин Р. В. Содержание мета-предметных знаний при изучении биологии на уровне среднего общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. – URL: https://science-education.ru/article/view?id=31639.
14. Buscemi J., Kong A., Fitzgibbon M. L., Bustamante E. E., Davis C. L., Pate R. R., Wilson D. K. Society of Behavioral Medicine position statement: elementary school-based physical activity supports academic achievement // Translational Behavioral Medicine. – 2014. – Vol. 4, № 4. – P. 436–438.