УДК: 
159.9+373+378
Панферов Владимир Николаевич
Доктор психологических наук, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российский государственный педагогический университет, panferov@herzen.spb.ru, Санкт-Петербург
Безгодова Светлана Александровна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, sbezgodova@herzen.spb.ru, Санкт-Петербург
Рудыхина Ольга Валерьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, olga.rudykhina@yandex.ru, Санкт-Петербург

Метакогнитивные характеристики школьников и студентов с разными показателями цифровой компетентности

Аннотация: 
Актуальность исследования обусловлена возрастанием вовлеченности современных обучающихся в цифровую среду, их широким использованием цифровых ресурсов и цифровых устройств в повседневных жизненных ситуациях и недостаточно полным представлением о психологических, в том числе метакогнитивных, характеристиках учащейся молодежи с разными параметрами цифровых знаний и навыков. Цель статьи заключается в изучении метакогнитивных характеристик и метакогниций в отношении проблемного использования смартфона у школьников и студентов с разными показателями цифровой компетентности. Методология. В исследовании были использованы психодиагностический метод, метод опроса, методы статистической обработки эмпирических данных (сравнительный и корреляционный анализы). С целью получения эмпирических данных применялись методика «Индекс цифровой компетентности» (Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова); методика «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности» (Е. Г. Денисова); опросник «Метакогниции в отношении проблемного использования смартфона» (А. В. Микляева, В. Н. Панферов, И. А. Горьковая). В исследовании приняли участие 583 обучающихся: 278 учащихся общеобразовательных школ и 305 студентов высших учебных заведений. Результаты исследования. В исследовании школьников с выраженностью цифровой компетентности выявлены метакогниции, обеспечивающие эффективную работу с новой информацией и организацию деятельности. В исследовании студентов установлена положительная связь уровня цифровой компетентности с метакогнитивными навыками, обеспечивающими эффективное взаимодействие с новой информацией, и с минимальными показателями негативных убеждений в отношении проблемного использования смартфона. Заключение. В результате исследования установлены особенности профиля метакогнитивных характеристик обучающихся с разными уровнями цифровой компетентности. Выявлено, что у школьников и студентов, обладающих знаниями и умениями в области использования цифровых технологий, более развиты навыки организации учебной деятельности и взаимодействия с новой информацией, и то, что для них не характерны метакогнитивные убеждения о неконтролируемости в отношении использования смартфонов.
Ключевые слова: 
цифровая компетентность; метакогнитивные навыки; метакогниции в отношении проблемного использования смартфона; школьники; студенты
Библиографический список: 

1. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказо-ва Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 с.
2. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Вишнева А. Е., Теславская О. И., Чигарькова С. В. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. – М.: Акрополь, 2022. – 356 c.
3. Hu J., Hu J. The influence of age at first regular digital device access on digital reading performance: the mediating effect of cognitive flexibility // Humanities and Social Sciences Communications. – 2024. – Vol. 11 (799). – P. 1–18. DOI: 10.1057/s41599-024-03292-y
4. Gonzalez-Mohino M., Rodriguez-Domenech M. Á., Callejas-Albiñana A. I., Castillo-Canalejo A. Empowering Critical Thinking: The Role of Digital Tools in Citizen Participation // Journal of New Approaches in Educational Research. – 2023. – Vol. 12, № 2. – P. 258–275. DOI: 10.7821/naer.2023.7.1385
5. Зеер Э. Ф., Церковникова Н. Г., Третья-кова В. С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, № 6. – С. 153–184.
6. Brubaker R. Digital hyperconnectivity and the self // Theory and Society. – 2020. – Vol. 49. – P. 771–801. DOI: 10.1007/s11186-020-09405-1
7. Cолдатова Г. У., Войскунский А. Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – Т. 18, № 3. – С. 431–450.
8. Солдатова Г. У., Никонова Е. Ю., Кошевая А. Г., Трифонова А. В. Медиамногозадачность: от когнитивных функций к цифровой повседневности // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9, № 4. – C. 8–21. DOI: 10.17759/jmfp.2020090401
9. Wang J. C., Hsieh C. Y., Kung S. H. The impact of smartphone use on learning effectiveness: A case study of primary school students // Education and Information Technologies. – 2023. – Vol. 28. – P. 6287–6320. DOI: 10.1007/s10639-022-11430-9
10. Хуснутдинова М. Р., Поскакалова Т. А., Шепелева Е. А., Токарчук Ю. А. Коммуникация подростков в социальных сетях: новые возможности // Сибирский психологический журнал. – 2023. – № 90. – С. 124–139.
11. Cepa-Rodríguez E., Murgiondo J. E. Digital competence among 1st and 4th year primary education undergraduate students: a comparative study of face-to-face and on-line teaching // Education and Information Technologies. – 2024. – Vol. 29. – P. 24881–24898. DOI: 10.1007/s10639-024-12828-3
12. Kreuder A., Frick U., Rakoczy K., Schlittmeier S. J. Digital competence in adolescents and young adults: a critical analysis of concomitant variables, methodologies and intervention strategies // Humanities and Social Sciences Communications. – 2024. – Vol. 11 (48). – P. 1–20. DOI: 10.1057/s41599-023-02501-4
13. Cabero-Almenara J., Gutiérrez-Castillo J. J., Guillén-Gámez F. D., Gaete-Bravo A. F. Digital Competence of Higher Education Students as a Predictor of Academic Success // Technology, Knowledge and Learning. – 2023. – Vol. 28. – P. 683–702. DOI: 10.1007/s10758-022-09624-8
14. Guillén-Gámez F. D., Colomo-Magaña E., Cívico-Ariza A., Linde-Valenzuela T. Which is the Digital Competence of Each Member of Educational Community to Use the Computer? Which Predictors Have a Greater Influence? // Technology, Knowledge and Learning. – 2024. – Vol. 29. – P. 1–20. DOI: 10.1007/s10758-023-09646-w
15. Литвинов А. В., Иволина Т. В. Метакогниция: Понятие, структура, связь с интеллектуальными и когнитивными способностями (по материалам зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2013. – Т. 2, № 3. – С. 59–70. – URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2013_n3/63502 (дата обращения: 26.10.2024).
16. Flavell J. H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive–developmental inquiry // American Psychologist. – 1979. – Vol. 34 (10). – P. 906–911. DOI: 10.1037/0003-066X.34.10.906
17. Карпов А. В. Метакогнитивная регуляция информационной деятельности. – Ярославль: Филигрань, 2023. – 743 с.
18. Самойлов О. М., Морозов З. А., Петухо-ва Д. Р., Долженко К. И. Метакогнитивная регуляция как фактор, влияющий на эффективность обучения в условиях применения цифровых образовательных технологий: систематический обзор литературы // Психология человека в образовании. – 2023. – Т. 5, № 4. – С. 519–535.
19. Карпов А. В., Башкин М. В., Карпова Е. В., Чемякина А. В. Цифровизация как детерминанта трансформаций когнитивной подсистемы психики // Перспективы науки и образования. – 2024. – № 5 (71). – С. 536–556. DOI: 10.32744/pse.2024.5.31
20. Шейнов В. П., Девицын А. С. Зависимость от смартфона как предиктор психологического неблагополучия // Системная психология и социология. – 2022. – № 3 (43). – С. 71–84. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.07
21. Holte A. J., Cooper J., Nixon II A. Burden or refuge? Understanding predictors of smartphone burden and refuge // Current Psychology. – 2024. – Vol. 43. – P. 33448–33464. DOI: 10.1007/s12144-024-06869-7
22. Panova T., Carbonell X. Is smartphone addiction really an addiction? // Journal of Behavioral Addictions. – 2018. – Vol. 7, № 2. – P. 252–259. DOI: 10.1556/2006.7.2018.49
23. Hartanto A., Chua Y. J., Frosch Y. X., Quek F. Y. X., Wong J., Ooi W. M., Majeed N. M. Problematic smartphone usage, objective smartphone engagement, and executive functions: A latent variable analysis // Atten Percept Psychophys. – 2023. – Vol. 85. – P. 2610–2625. DOI: 10.3758/s13414-023-02707-3
24. Hansen R., Garcés J. A., Quevedo S. “Safe within reach of my phone”: explaining the relationship between social anxiety and problematic internet use through social connections and avoidant safety-seeking behaviors // Current Psychology. – 2024. – Vol. 43. – P. 19918–19927. DOI: 10.1007/s12144-024-05810-2
25. Шейнов В. П., Низовских Н. А., Девицын А. С. Проблемное использование смартфона: связи с эмоциональным интеллектом, уверенностью в себе и поведением в конфликтах у белорусов и россиян // Российский психологический журнал. – 2024. – № 21 (2). – P. 200–221. DOI: 10.21702/rpj.2024.2.12
26. Шейнов В. П., Ермак В. О. Взаимосвязи проблемного пользования смартфоном с макиавеллизмом, направленностью личности и навыками коммуникации // Научно-педагогическое обозрение. – 2024. – Вып. 1 (53). – С. 115–122. DOI: 10.23951/2307-6127-2024-1-115-122
27. Wu T., Li D., Cui Y. How is college adjustment relates to smartphone addiction: a comprehensive and pluralist approach // Current Psychology. – 2024. – Vol. 43. – P. 20074–20084. DOI: 10.1007/s12144-024-05837-5
28. Casale S., Caponi L., Fioravanti G. Metacognitions about problematic Smartphone use: Development of a self-report measure // Addictive Behaviors. – 2020. – Vol. 109. – P. 106484. DOI: 10.1016/j.addbeh.2020.106484
29. Hamonniere T., Varescon I. Metacognitive beliefs in addictive behaviours: A systematic review // Addictive Behaviors. – 2018. – Vol. 85. – P. 51–63. DOI: 10.1016/j.addbeh.2018.05.018
30. Babayiğit A., Karaaziz M., Babayiğit H. A., Sağsan M. The predictive role of addiction to smartphones in the relationship of metacognitive problems and social media addiction with general belongingness and perceived stress in higher education students // Current Psychology. – 2023. – Vol. 42. – P. 30891–30901. DOI: 10.1007/s12144-022-04113-8
31. Денисова Е. Г. Разработка анкеты самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности» // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. – 2022. – Т. 5, № 2. – С. 6–24. DOI: 10.23947/2658-7165-2022-5-2-6-24
32. Микляева А. В., Панферов В. Н., Горьковая И. А. Опросник «Метакогниции в отношении проблемного использования смартфона»: сокращенная русскоязычная версия для подростков и молодежи // Экспериментальная психология. – 2024. – Т. 17, № 2. – C. 139–153. DOI: 10.17759/exppsy.2024170209
33. Панферов В. Н., Микляева А. В. Метакогнитивные навыки как предикторы процессуальных характеристик онлайн-поиска учебной информации (на примере старшеклассников) // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Выпуск 7 (Труды XXVI Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2023, Санкт-Петербург, 26–28 июня 2023 г. Сборник научных статей). – СПб.: Университет ИТМО, 2024. – С. 221–230. DOI: 10.17586/2587-8557-2024-7-221-230