УДК: 
378.147.88
Хорохордина Елена Евгеньевна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ИИГСО, аспирант, Новосибирский государственный педагогический университет, len.nogteva@yandex.ru, Новосибирск

Резильентность и жизнестойкость как педагогические категории

Аннотация: 
Одной из важнейших характеристик личности подростка становится развитие личностных ресурсов, способствующих успешности в постоянно изменяющемся мире. Комплекс вопросов, связанных с процессом, способностью или результатом успешной адаптации человека, несмотря на сложные или угрожающие обстоятельства рассматривается в теории и практике воспитания в понятиях «резильентность», «устойчивость», «жизнеспособность», «жизнестойкость», «жизнетворчество». Целью статьи является характеристика понятий «резильентность» и «жизнестойкость» как педагогических категорий для обоснования теоретических подходов к пониманию развития личностных ресурсов, способствующих успешной адаптации подростка. Методология и методы исследования. Методологическими основаниями исследования определены субъектно-личностный, аксиологический, сравнительно-педагогический подходы, в которых раскрываются ключевые признаки понятий «резильентность» и «жизнестойкость». Результаты исследования. Для уточнения соотношения жизнестойкости / резильентности как педагогических категорий был проведен сравнительный анализ более 30 работ западноевропейских, американских и австралийских исследователей по критериям: подходы, значение термина, структура, методы диагностики. Значимых содержательных отличий в трактовке понятий «жизнестойкость» и «резильентность» не выявлено. Применение этих понятий как педагогических категорий должно учитывать контекст подхода, который задает содержательную и структурную характеристику понятия. Заключение. Благодаря уточнению понятий «жизнестойкость» и «резильентность» как педагогических категорий возможно более предметно определить психолого-педагогические условия для формирования жизнестойкости / резильентности в воспитательной системе образовательной организации.
Ключевые слова: 
жизнестойкость; резильентность; воспитательная система школы; социальное воспитание; ценностные установки личности
Библиографический список: 

1. Ромм Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов: монография / науч. ред. А. В. Мудрик. – Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т; Наука, 2007. – 380 с.
2. Бочкарева Т. Н. Факторы формирования индивидуальной резильентности (жизнестойкости) обучающихся основной школы // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 32–33.
3. Селиванова О. А., Быстрова Н. В., Дере-ча И. И., Мамонтова Т. С., Панфилова О. В. Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 3, Т. 8. – C. 72.
4. Howard S., Dryden J., Johnson B. Childhood resilience: review and critique of the literature // Oxford Review of Education. – 1998. – Vol. 25, no. 3. – P. 307–323.
5. Махнач А. В. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38, № 4. – С. 5–16.
6. Полонский В. М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2017. – Т. 3, № 2. – С. 54–60.
7. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
8. Вихерт К. Вальдорфская школа / пер. с нем. О. Каплиной. – М.: Энигма, 2018. – 144 с.
9. Benard B. Resiliency requires changing hearts and minds // Western Center News. – 1993. – Vol. 62. – P. 27–29.
10. Dryden J., Johnson B. R., Howard S., McGuire A. Resiliency: A comparison arising from conversations with 9–12 year old children and their teachers. Paper presented at the meeting of the American Educational Research Association. San Diego CA, 1998. – URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED419214.pdf (дата обращения: 02.11.2024).
11. Garmezy N. Resiliency and vulnerability to adverse development outcomes associated with poverty // American Behavioral Scientist. – 1993. – Vol. 34, no. 4. – P. 416–430.
12. Александрова Л. А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: материалы науч. конф. – М., 2005. – С. 16–21.
13. Чупракова А. А., Шамардина М. В. Факторы жизнестойкости сотрудников МЧС // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2019. – № 4. – С. 121–128.
14. Музалева Д. А. Профессиональная жизнестойкость педагога, как частный случай жизнестойкости личности // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10, № 3. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN322.pdf (дата обращения: 02.11.2024).
15. Гришина Е. В. Особенности жизнестойкости подростков // Молодой ученый. – 2021. – № 41 (383). – С. 288–290.
16. Калашникова М. Б., Никитина Е. В. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков // Вестник Новгородского государственного университета. – 2017. – № 4 (102). – С. 51–55.
17. Книжникова С. В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Краснодар, 2005. – 26 с.
18. Маркелова Т. В., Шуткина Ж. А., Семонюк А. М. Жизнестойкость и Волевая саморегуляция воспитанников кадетского корпуса и обучающихся общеобразовательных школ // Научное мнение. – 2022. – № 5. – С. 64–72.
19. Володина Т. В. Взаимосвязь жизнестойкости и эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – С. 259.
20. Hellerstein D., How can I become resilient? Heal Your Brain. – Baltimore, Johns Hopkins University Press, 2011. – 382 p.
21. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Изд. 3-е. – СПб.: Питер, 2016. – 288 с. (Серия: Мастера психологии).
22. Linquanti R., Using Community-Wide Collaboration To Foster Resiliency in Kids: A Conceptual Framework. – Washington D. C., 1992. – 17 p.
23. Англо-русский словарь / В. К. Мюллер. – М.: АСТ, 2023. – 800 с.
24. Новый большой англо-русский словарь / Ю. Д. Апресян, Э. М. Медникова, А. В. Петрова и др. – М.: Русский язык, 2001. – 2490 с.
25. Maddi S. R., Harvey R. H. Hardiness condidered across cultures // Handbook of multicultural perspectives on stress and coping. – New York: Springer, 2005. – P. 409–426.
26. Jefferies P., McGarrigle L., Ungar M. The CYRM-R: A Rasch-Validated Revision of the Child and Youth Resilience Measure // Journal of Evidence-Informed Social Work. – 2018. – Vol. 16 (1). – P. 1–23.
27. Валиева Ф. И. Резилиантность как фактор социально-профессиональной адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Образование: психологические и педагогические исследования. – 2014. – Сер. 12. – Вып. 2. – С. 39–50.
28. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
29. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
30. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.
31. Хорохордина Е. Е. Особенности воспитательной системы в резильентной школе // Российские и зарубежные практики повышения резильентности образовательных организаций: материалы III Международной научно-практической конференции (Елабуга, 26 сентября 2024 года). – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2024. – С. 244–247.