УДК: 
378.1
Петрищев Владимир Иннокентьевич
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры № 7 «Языковой подготовки», Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А. А. Новикова; Тольяттинский государственный университет, vpetrishchev2019@mail.ru, Санкт-Петербург
Бунина Юлия Александровна
старший преподаватель кафедры № 7 «Языковой подготовки», Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А. А. Новикова, аспирант, Тольяттинский государственный университет, vpetrishchev2019@mail.ru, Тольятти

Подкастинг как инструмент образовательной стратегии в обучении профессиональному иностранному языку в авиационном вузе

Аннотация: 
Статья актуализирует проблему организации и использования цифровых технологий в виде подкастинга как одного из эффективных инструментов образовательной стратегии при обучении профессиональному иностранному языку в авиационном вузе. Подчеркивается значительный потенциал подкастинга для улучшения качеств образовательного процесса. Целью статьи является анализ опыта использования подкастов как инструмента образовательной стратегии при обучении профессиональному иностранному языку в авиационном вузе. Методология исследования включает теоретическое обоснование, анализ и обобщение полученных данных и методический поиск наиболее оптимальных путей вовлечения в учебный процесс всех участников с помощью подкастов. Методы исследования. В качестве методов исследования использовались анализ педагогической, социально-психологической, научно-методической и специальной профессиональной литературы по проблеме исследования; метод включенного наблюдения, педагогический эксперимент, анализ и обработка экспериментальных данных и рефлексия. Результаты исследования. В статье представлены две основные задачи, связанные с изучением профессионального иностранного языка для пилотов и диспетчеров, фокусируя особое внимание на изучении авиационной фразеологии для ведения радиообмена на английском языке по стандартам ИКАО и для студентов, выбравших специальность по обслуживанию и ремонту воздушных судов (ВС), у которых уровень владения профессиональным иностранным языком несколько иной. Эта категория специалистов в основном должна уметь читать руководства по обслуживанию ВС, написанные на английском языке, понимать их и вступать в коммуникацию с зарубежными пилотами по вопросам неисправностей, обнаруженных ими в воздухе. В заключении делается вывод о том, что полученные результаты дают основание прийти к заключению о том, что подкасты могут стать эффективным средством для повышения уровня вовлеченности студентов в учебный процесс, значительного улучшения результатов в профессиональном иностранном языке и создания более благоприятной учебной среды для студентов.
Ключевые слова: 
студент; подкаст; профессиональный иностранный язык; учебный процесс; цифровой аудиофайл; инструмент образовательной стратегии
Библиографический список: 

1. Abdous M., Camarena M., Facer B. R. MALL Technology: Use of Academic Podcasting in the Foreign Language Classroom // ReCALL. – 2009. – № 21 (1). – P. 76–95.
2. Игнатенко Н. А. Подкасты англоязычного радио в самостоятельной работе студентов на продвинутом этапе обучения иностранному языку // Язык и культура. – 2016. – № 1 (33). – С. 148–159.
3. Суханова А. С. Подкасты в обучении аудированию // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции. – Краснодар: КГУ, 2016. – С. 73–75.
4. Lim K. Now Hear This – Exploring Podcasting as a Tool in Geography Education // Nanyang Technological University. – 2005. (In Eng.)
5. Yang D., Wu J. So me issues in the reform and development of teacher education and training in China // Teacher Development. – 1999. – № 3 (2). – P. 157–172.
6. Kukulska-Hulme A., Shield L. An overview of mobile assisted language learning: From content delivery to supported collaboration and interaction // ReCALL. – 2008. – № 20 (3). – P. 271–289.
7. Evans C. The effectiveness of m-learning in the form of podcast revision lectures in higher education // Computers and Education. – 2008. – № 50. – P. 491–498.
8. Петрищев В. И., Сорока А. В. Обучение студентов авиационного вуза переводу авиационно-технических текстов с учетом «ложных друзей переводчиков» // Современное педагогическое образование. – 2024. – № 3. – С. 146–151.
9. Lee M. J. W., Chan A. Reducing the effects of isolation and promoting inclusivity for distance learners through podcasting // Turkish Online Journal of Distance Education. – 2007. – № 8 (1). – P. 85–104.
10. Alonso-Arbiol I. Use of Audio Files Improves Students’ Performance in Higher Education // Technology, Education and Development. – 2009. – P. 447–456.
11. Araujo P., Rodrigues F. Podcast learning effectiveness in higher education in Eroupe: a systematic review. 10th ICEEPSY 2019 International conference on Education and Education Psychology // The European proceedings of Social and behavioral Sciences, pp. 235–245.
12. Куликова Ю. Н., Дмитриева С. Ю. Использование подкастов при обучении аудированию (на примере английского языка) «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». Серия: Гуманитарные науки. – 2024. – № 1. – C. 56–58.
13. Alshawabkah A. F. K., Abdullah A. T. H. Podcasts impacts in teaching speaking skills to Jordanian EFL undergraduate students international // Journal of education, psychology and counselling (IJEPC). – 2023. – Volume 8, Issue 50. – P. 264–274.
14. Арбузов С. C., Епифанцев К. В. Использование подкастов при обучении студентов технического вуза // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 2. – С. 141–146.
15. Cooper D. P. Paradigm shifts in designing instruction: from behaviourism to cognitivism // Educational Technology. – 1993. – № 33 (5). – P. 12–19.