УДК: 
378.147
Голышева Светлана Павловна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского, golyshevasp@yandex.ru,Irkutsk, Иркутск

Профессионально-деятельностный подход к решению содержательно-прикладных задач при изучении математики студентами аграрного вуза

Аннотация: 
Статья посвящена вопросу обучения математике студентов аграрного вуза в контексте ее прикладной направленности. Основное место отведено построению методологической конструкции обучения решению содержательно-прикладных математических задач, в основе которой лежит профессионально-деятельностный системный подход. Цель статьи заключается в разработке методики обучения решению содержательно-прикладных задач студентов аграрного вуза в процессе изучения математики. В статье отражены дидактические, методологические, психологические аспекты, касающиеся данной проблемы исследования. Дано общее понятие содержательно-прикладной задачи. Методология. Данное исследование проведено на основании научных материалов и трудов ученых, педагогов, психологов, занимающихся вопросами образования и специалистов в области изучаемой проблемы. Экспериментальная часть исследования осуществлялась с 2021 по 2024 г. на базе ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А. А. Ежевского», в ней приняли участие 60 студентов первого курса очной формы обучения инженерно-технических направлений бакалавриата. В ходе эксперимента были применены методы научного исследования: анализ, синтез, аналогия, абстрагирование, индукция, дедукция. Результаты исследования. В ходе исследования получены результаты, свидетельствующие о высоком уровне продуктивности применения разработанной методики, способствующей систематизации, активизации фундаментальных знаний, умений и навыков, получаемых в курсе изучения математики; их формированию, закреплению и применению математических методов и приемов при решении содержательно-прикладных задач.
Ключевые слова: 
методика преподавания математики; прикладная направленность математики; содержательно-прикладные задачи; математическое образование; математическая подготовка; студенты; аграрный вуз
Библиографический список: 

1. Раенко Е. А. О проблемах преподавания и изучения стохастической линии в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение. – 2014. – № 4 (6). – С. 32–36.
2. Голышева С. П. Применение математического моделирования в профессионально ориентированном обучении математике студентов в аграрном вузе // Педагогический журнал. – 2020. – Т. 10. – № 4-1. – С. 289–300.
3. Огольцова Е. Г. Формирование профессиональных компетенций у студентов при изучении непрофильных дисциплин // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 5. – С. 62–68.
4. Степкина М. А. Модель методики формирования готовности студентов первого курса к изучению математики в вузе // Известия ВГПУ. – 2018. – С. 42–48.
5. Максимова Е. А. Антропологическая составляющая компетентностно ориентированного профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 1. – С. 63–69.
6. Товарниченко Л. В., Степкина М. А. Актуализация математических знаний первокурсников // Наука и Школа. – 2016. – № 5. – С. 102–105.
7. Голышева С. П. Развитие пространственного мышления студентов инженерно-технических направлений посредством изучения кратных интегралов // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 5, вып. 4. – С. 532–539.
8. Кутарова Е. И., Самохин А. В. Формирование математической культуры студентов радиотехнического направления подготовки // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. – С. 187–193.
9. Голышева С. П. Оптимизация подходов обучения математике студентов в аграрном вузе в соответствии с типом мышления // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43079487_11502053.pdf (дата обращения: 25.02.2025).
10. Торопова С. И. Математический аппарат как источник формирования и реализации научно-исследовательской деятельности студентов-экологов // Известия ВГПУ. – 2018. – С. 33–42.
11. Кийко П. В. Математическая модель как метод решения проблемы конкурентоспособности вузов и повышение научно-исследовательской компетенции студентов // Омский научный вестник. – 2015. – № 4 (141). – С. 166–170.
12. Голышева С. П. Профессионально ориентированное обучение математике в вузе как инструмент формирования профессиональных компетенций у студентов – будущих аграриев (на примере изучения Функции многих переменных) // Современная психология и педагогика: проблемы и решения. – 2022. – Т. 4 (55). – С. 59–64.
13. Гридчина В. Б., Осипова Л. А. Методические особенности выравнивающего курса математики для бакалавров направления «Прикладная математика и информатика» // Вестник ТПГУ. – 2018. – № 7 (196). – С. 168–173.
14. Голышева С. П. Информационные технологии как средство формирования геометро-графической компетенции в математической подготовке студентов // Цифровые технологии в образовании, науке и сельском хозяйстве. – 2023. – С. 27–34.
15. Лунгу К. Н. Фундирование опыта личности как основа профессионально-прикладной направленности обучения студента технического вуза // Известия МГТУ «МАМИ». – 2014. – № 2 (20). – Т. 5. – С. 146–152.
16. Яновская Н. Б., Ларченков-Казанович Ю. В. Концепция фундирования при обучении математике студентов технического университета // Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 3. – С. 82–88.
17. Палеева М. Л. Опыт развития математической компетентности студентов технических специальностей // Вестник ТПГУ. – 2009. – Вып. 10 (88). – С. 122–128.
18. Raven J. Education. Values and society: The objectives of Education and the Nature and Development of Competence, 1977. – 351 p.
19. Зыкова Т. В., Кузнецова И. В., Тихомиро-ва С. А., Смирнов Е. И. Критерии отбора содержания обучения математике студентов педвуза на основе синергетического подхода // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 5. – С. 75–81.
20. Дмух Г. Ю. Математическое образование инженера-электротехника // Психология и методика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – С. 127–131.
21. Детушев И. В. О взаимосвязи тенденций фундаментализации и практикоориентированности при обучении студентов экономических специальностей вузов математике // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2014. – № 1 (29). – С. 234–238.