УДК: 
372.016:517*40
Жафяров Акрям Жафярович
Доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, зав. кафедрой геометрии и методики обучения математике, Новосибирский государственный педагогический университет, nauka2013@rambler.ru, Новосибирск

МОДЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ФУНКЦИЯ ПЕРЕМЕННОЙ ВЫСОКИХ СТЕПЕНЕЙ И ЕЕ ПРИЛОЖЕНИЯ» НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация: 
Статья состоит из пяти частей.Первая посвящена уточнению понятия (самого важного понятия компетентностного подхода) –«компетенция». Вызвано это тем, что абсолютное большинство многочисленных работ, касающихся построения системы образования на основе компетентностного подхода, основано на некорректном определении этого понятия. Вторая часть содержит общие требования к формированию базисных компетенций объекта исследований (ОИ). В качестве ОИ могут быть: УДЕ, тема, дисциплина и т. д. В третьей части изложена технология формирования базисных компетенций и компетентностей в том случае, когда базисные компетенции созданы на основе базисных понятий темы или дисциплины в целом. В четвертой части приведены принципы организации системы образования, учитывающие человеческий фактор. Наконец, в пятойчастирассматриваются два типа моделей: первый тип содержит две модели формирования базисной компетентности обучающихся по теме (дисциплине), а второй тип – две модели повышения компетентности по дисциплине (предмету) в целом.
Ключевые слова: 
компетенция, компетентность, формирование базисной компетентности, модель повышения компетентности.
Библиографический список: 

1. Жафяров А. Ж. Алгоритм и принципы изучения линейной функции на компетентностной основе // Информация и образование: границы коммуникации: сборник научных трудов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013. – № 5 (13).– С. 16–21.
2. Жафяров А. Ж. Алгоритм и принципы изучения темы «Делимость целых чисел» на компетентностной основе // Сибирский педагогический журнал. –2013.– №5.– С. 134–143.
3. Жафяров А. Ж.Компетентностные модели изучения темы о линейной функции и ее приложениях // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 5. – С. 37–48.
4. Жафяров А. Ж.Компетентностные модели развития детей, одаренных в области математики // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 192–201.
5. Жафяров А. Ж. Компетентностный подход к изучению школьного курса алгебры // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 8. – С. 64–68.
6. Жафяров А. Ж. Компетенции школьного курса алгебры // Педагогические заметки: научный журнал. Российская академия образования; Институт пед. исследований одаренности детей. – Т. 2. – Вып. 1. – 2009. – С. 3–17.
7. Жафяров А. Ж. Компетенции школьного курса Планиметрии // Педагогические заметки. – Т. 4. – Вып. 1. – Новосибирск: Изд-во ИПИО РАО, 2011.– С. 20–29.
8. Жафяров А. Ж. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Линейная функция и ее приложения»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – 279 с.
9. Жафяров А. Ж. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Делимость целых чисел»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012.– 218 с.
10. Жафяров А. Ж. Модели изучения темы «Квадратичная функция и ее приложения» на компетентностной основе // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 3. – С. 27–34.
11. Жафяров А. Ж. Модели формирования и повышения компетентности в процессе изучения темы «Линейная функция и ее приложения» // Сибирский педагогический журнал. – 2013.– №3.– С. 153–159.
12. Жафяров А. Ж. Профильное обучение математике старшеклассников: учебно-дидактический комплекс. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. – 468 с.
13. Жафяров А. Ж. Технология подготовки к ЕГЭ по математике в условиях профильного обучения на основе базисной компетентности // Педагогические заметки: научный журнал. Российская академия образования; Институт пед. исследований одаренности детей – Т. 2. – Вып. 2. – 2009. – С. 3–10.
14. Жафяров А. Ж. Философские противоречия в интерпретациях понятий «компетенция» и «компетентность» // Философия образования. – 2012. – № 1 (40).– С. 163–169.
15. Жафяров А. Ж. Философско-методологические аспекты компетентностного подхода в образовании // Математика и информатика в современном мире: сборник материалов Образовательного саммита математиков и информатиков (Якутск, 28 марта 2012 г.). – Якутск: СМИК– Мастер. Полиграфия, 2012. – С. 244–246.
16. Жафяров А. Ж., Жафяров А. А. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Квадратичная функция и ее приложения» в процессе изучения школьного курса математики: монография. – Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т; Ин-тпед. исслед. одаренности детей; Сев.-Вост. фед. ун-т им. Амосова. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 225 с.
17. Жафяров А. Ж., Никитина Е. С., Федотова М. Е. Методология и технология формирования компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Квадратичная функция и ее приложения»: монография. – Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т; Ин-т пед. исслед. одаренности детей; Сев.-Вост. фед. ун-т им. Амосова. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 145 с.
18. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 352 с.