Некрасова Ирина Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, техники и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, irinanekrasova@mail.ru, Новосибирск
Аннотация:
Введение. Статья посвящена решению проблемы выявления и развития индивидуальных способностей одаренных обучающихся в современном технологическом образовании в условиях внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Ориентируясь на государственную значимость проблемы развития способностей обучаемых в технологическом образовании, потребность в реализации всесторонней работы со способными обучающимися и недостаточность методической разработанности в этой области, была обозначена цель данной статьи – теоретически обосновать возможности выявления и развития индивидуальных способностей одаренных обучающихся в современном технологическом образовании.
Методология и методы исследования. При написании статьи были использованы методы анализа отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме выявления и развития способностей обучающихся. Были изучены труды теоретических направлений изучения проблемы одаренности: Д. Б. Богоявленской, Л. C. Выготского, В. В. Давыдова, Дж. Рензулли, П. Торренса, Ф. Гальтона, М. С. Егоровой, Т. М. Марютиной и др.
Результаты исследования. Для выявления потенциала способностей одаренных детей была принята пространственная концепция Р. В. Комарова. Она наиболее полно и при этом емко раскрывает структуру феномена одаренности и включает в себя компонент потенциальной одаренности. Основные проблемы выявления способностей связаны с многоаспектностью и сложностью самого феномена одаренности.
Теоретические выводы, сделанные в результате работы, предполагают смещение акцентов в существующем учебном плане в пользу индивидуализации образовательных программ. Они также открывают новые возможности для применения таких программ в будущем и будут полезны для педагогов школ и организаций дополнительного образования, ведущих работу по развитию способностей обучающихся, как в качестве методического сопровождения, так и в качестве обучающих материалов для повышения квалификации учителей труда (технологии).
Заключение. В заключении делается вывод о том, что комплексный подход в выявлении детской одаренности в условиях современного технологического образования – это сложный процесс, который требует учета многих факторов и условий. Он направлен на создание благоприятной среды для обучения и развития всех обучающихся. Для разработки такого подхода были рассмотрены основные существующие методы диагностики одаренности, такие как наблюдение, психологические исследования, тестовые методики, эксперимент, выявление одаренности посредством конкурсных мероприятий, экспертная оценка.
Ключевые слова:
одаренность; факторы одаренности; классификация видов одаренности; феномен одаренности; комплексный подход; методы диагностики одаренности
Библиографический список:
1. Игнатьева О. В., Лысенко О. В., Черникова И. Ю. Тьюторское сопровождение как фактор социализации одаренных детей: монография. – Пермь: Издательство «Пушка», 2015. – 134 с.
2. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. – СПб.: Союз, 1997. – 398 с.
3. Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. В., Холодная М. А., Шадриков В. Д. [и др.] Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд. – М.: ИЧП Магистр, 2003. – 90 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк : книга для учителя. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
6. Renzulli J. S. The threering conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // R. I. Sternberg, J. E. Davidson (eds.). Conceptions of giftedness. – Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1986. – P. 53–92.
7. Torrence E. P. Growing up creatively gifted: a 22-year longitudinal study // Creative child and adul quatery. – 1980. – № 5. – P. 148–170.
8. Гальтон Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия. – М.: Мысль, 1996. – 272 с.
9. Егорова М. С. Исследование развития в психологии индивидуальных различий // Психологические исследования. – 2014. – Т. 7, № 36. – С. 12.
10. Бине А. Методы измерения умственной одаренности / пер. Е. Эльштейн; под ред. С. Л. Рубинштейна. – Харьков: Гос. изд-во Украины, 1923. – 178 с.
11. Айзенк Г. Как измерить личность. – М.: Когито-Центр, 2000. – 205 с.
12. Векслер Д. Тест Д. Векслера «Диагностика структуры интеллекта: взрослый вариант 2: методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2000. – 112 с.
13. Дружинин В. Н., Богоявленская Д. Б., Бабаева Ю. Д. Психология одаренности и творчества: монография. – СПб.: Нестор-История, 2017. – 288 с.
14. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
15. Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. В., Холодная М. А., Шадриков В. Д. [и др.]. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд. – М.: ИЧП Магистр, 2003. – 90 с.
16. Комаров Р. В. Психологическая 3D-модель одаренности // Психология одаренности и творчества: монография. – СПб.: Нестор-История, 2017. – С. 113–125.
17. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: пер. с англ. – М.: И. Д. Вильяме, 2007. – 512 с.